Размер пеней за просрочку коммунальных платежей. Механизм расчёта пеней за жилищно-коммунальные услуги

Какие коммунальные услуги

Каждый гражданин, проживающий в квартире, комнате общежития или частном доме, обязан оплачивать коммунальные услуги: предоставление холодного и горячего водоснабжения, водоотведение, электро- и газоснабжение, отопление.

В среднем на 4% вырастут тарифы ЖКХ с 1 июля 2017 года. Это повышение будет идти вровень уровню инфляции – эксперты Центробанка и Минэкономразвития прогнозируют ее также около четырех процентов.

Самый высокий рост тарифов ожидается в Москве, Санкт-Петербурге и Якутии :

Самый низкий рост тарифов ожидается в Северной Осетии, Алтайском крае, Дагестане и Кабардино-Балкарской республике – 2,5%, 3,2% и 3,3% в двух последних регионах. В большинстве регионов рост тарифов на коммунальные услуги не превысит 3,4%. Нужно отметить, что устанавливать размер тарифа ниже указанного порога регионы не имеют права, но повысить – могут. Для этого им необходимо предоставить веские обоснования. Но редко какой муниципалитет ставит уровень тарифов выше указанного в распоряжении правительства страны. Поэтому обычно цифры остаются в пределах, установленных властями.

Из чего складываются тарифы на жилищно-коммунальные услуги

Жилищно-коммунальные услуги это не только плата за водо- и газоснабжение, это и плата за содержание жилого дома, вывоз мусора, уборка территории и прочее. Поэтому резонно, что в них закладываются расходы на хозяйственную деятельность, модернизацию и ремонт. Именно факт высокой изношенности инфраструктуры сказывается на сильном росте тарифов. На разницу индексов также влияют территориальные и климатические особенности регионов, вид используемого топлива, протяженность сетей и прочее. Так, только внешние распределительные газовые сети, по которым подводится газ к многоквартирным домам в России, изношены на 60%.

Ожидается, что в ближайшие годы тарифы на услуги ЖКХ не будут превышать роста инфляции. Согласно прогнозу заместителя министра экономического развития РФ Николая Подгузова, в ближайшие три года «совокупный платеж граждан за коммунальные услуги не должен превысить 4% ».

Важно! Цены на жилищные услуги – содержание и ремонт многоквартирного дома – устанавливают управляющие компании по согласованию с собственниками жилья.

Пени и штрафы за неуплату услуг ЖКХ

В Жилищном кодексе РФ прописаны сроки внесения платы за коммунальные и жилищные услуги: не позднее 10 числа месяца, следующего за истекшим. Это называется – срок платежа . Пени – это штрафные санкции за несвоевременную оплату. Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ расчет пени за каждый день просрочки составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Причем гражданин обязан оплатить задолженность в течение 90 дней. Начиная с девяносто первого дня, должник будет оплачивать 1/130 за каждый день просрочки.

Важно! Значение ставки рефинансирования можно посмотреть на официальном сайте Центрального банка России.

Управляющие компании борются с должниками дополнительными методами. Помимо начисления пени за неуплату услуг ЖКХ, они могут:

  • ограничить снабжение. Приостановление или ограничение снабжения может быть произведено в течение трех дней с момента соответствующего уведомления поставщиком услуг. Обычно применяется в случае не оплаты потребителем в течение 30 дней;
  • отключить от сетей. Мера, применяемая после введенного ограничения пользования услугами;
  • выселить из занимаемой жилплощади. Данная мера применяется к нанимателям по договору социального найма. Здесь действует ст.90 Жилищного кодекса РФ. Обычно для применения этой меры необходима просрочка платежей за ЖКУ более шести месяцев.

Если у гражданина возникла задолженность, которую он не в состоянии погасить, необходимо обратиться в управляющую компанию (поставщикам услуг) для решения проблемы по существу. Например, написать заявление о реструктуризации долга.

1. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

2. В системе теплоснабжения:

1) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;

2) лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями;

3) лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

5. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

6. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:

1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;

2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;

3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;

4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;

5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

9. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9.1. Потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

9.2. Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

КонсультантПлюс: примечание.

Ч. 9.3 ст. 15 (в ред. от 29.07.2017 N 273-ФЗ) распространяется на заключенные до 10.08.2017 договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договоры горячего водоснабжения, договоры поставки горячей воды.

9.3. Управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.4. Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством .

10. Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать:

1) существенные условия договора теплоснабжения;

2) порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в пределах одной системы теплоснабжения;

3) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

4) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии;

6) порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими;

7) порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии;

8) особенности организации теплоснабжения при наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании трем и более лицам;

9) порядок определения потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления;

10) особенности организации теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения с учетом положений главы 5.1 настоящего Федерального закона, включая:

а) порядок исполнения единой теплоснабжающей организацией обязательств по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении;

б) порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, включая формулу снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), порядок обращения потребителя к единой теплоснабжающей организации за указанным снижением размера платы за тепловую энергию (мощность), случаи, при которых указанное снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится; частью 6 статьи 4.2 настоящего Федерального закона.

11. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.

2. В системе теплоснабжения:

1) определенная схемой теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана заключить договор теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения;

2) лицо, владеющее на праве собственности источниками тепловой энергии, имеет право заключать долгосрочные договоры теплоснабжения с потребителями;

3) лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии, имеет право заключать договоры теплоснабжения с потребителями в случаях, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

3. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

4. Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

5. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

6. В случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

7. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации. Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (далее - технические условия).

8. Условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:

1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;

2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;

3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;

4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;

5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;

6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;

7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

9. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

9.1. Потребитель тепловой энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплативший тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору теплоснабжения, обязан уплатить единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

9.2. Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

9.3. Управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

9.4. Собственники и иные законные владельцы помещений в многоквартирных домах и жилых домов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.

10. Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать:

1) существенные условия договора теплоснабжения;

2) порядок организации заключения договоров между теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями, функционирующими в пределах одной системы теплоснабжения;

3) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае невыполнения ими своих обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя;

4) порядок ограничения и прекращения подачи тепловой энергии потребителям в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок;

5) существенные условия договоров оказания услуг по передаче тепловой энергии;

6) порядок заключения договора теплоснабжения в случае, если помещения, находящиеся в одном здании, принадлежат двум и более лицам или используются ими;

7) порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии;

8) особенности организации теплоснабжения при наличии возможности управления потоками тепловой энергии, теплоносителя в системе теплоснабжения, в которой источники тепловой энергии принадлежат на праве собственности или ином законном основании трем и более лицам;

9) порядок определения потребителей тепловой энергии и теплоснабжающих организаций, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, поставляемых по договорам теплоснабжения, договорам теплоснабжения и поставки горячей воды, договорам поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления;

10) особенности организации теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения с учетом положений главы 5.1 настоящего Федерального закона, включая:

А) порядок исполнения единой теплоснабжающей организацией обязательств по соблюдению значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении;

Б) порядок снижения единой теплоснабжающей организацией размера платы за тепловую энергию (мощность) при несоблюдении установленных сторонами договора значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, включая формулу снижения размера платы за тепловую энергию (мощность), порядок обращения потребителя к единой теплоснабжающей организации за указанным снижением размера платы за тепловую энергию (мощность), случаи, при которых указанное снижение размера платы за тепловую энергию (мощность) не производится;

В) порядок предъявления регрессных требований к лицу, признанному виновным в превышении единой теплоснабжающей организацией установленных отклонений значений параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении потребителей;

Г) требования к стандартам взаимодействия единой теплоснабжающей организации с теплоснабжающими организациями, владеющими на праве собственности и (или) ином законном основании источниками тепловой энергии;

Д) требования к стандартам качества обслуживания единой теплоснабжающей организацией потребителей тепловой энергии;

11) порядок лишения статуса единой теплоснабжающей организации, включая порядок принудительного лишения статуса единой теплоснабжающей организации на основании решения антимонопольного органа в соответствии с частью 6 статьи 4.2 настоящего Федерального закона.

11. Теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ

    Решение от 9 января 2019 г. по делу № А40-181088/2017

    Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)

    Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к следующим выводам. Из материалов дела следует, что истцу на основании договора аренды № 14-и/ 15 от 01.09.2015 передано во временное владение и пользование имущество, предназначенное для осуществления деятельности по теплоснабжению, расположенное на территории поселения Щаповское. На основании результатов проведения открытого...

    Решение от 24 декабря 2018 г. по делу № А56-104332/2018

    Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

    Обязанностей по доказыванию вместо соответствующей стороны нарушает такие фундаментальные принципы арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 . 10.2013 № 8127/13). Исковые требования в части взыскания задолженности подлежат удовлетворению в заявленном размере. Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или...

    Решение от 6 декабря 2018 г. по делу № А29-5262/2018

    Арбитражный суд Республики Коми (АС Республики Коми)

    Период с 01.03.2017 по 08.06.2017, неустойки, начисленной на сумму долга, начиная с даты подачи иска с учетом пункта 9.1. статьи 15 ФЗ «О Теплоснабжении» по день фактической оплаты суммы долга в полном объеме. Определением Арбитражного суда Республики Коми от 28.04.2018 по делу № А29-5262/2018 вышеуказанное...

В сегодняшней непростой ситуации в экономике каждый может попасть в ситуацию, когда по каким-то причинам оказались просрочены .

Организации поставляют ресурсы (тепло, свет, воду), обеспечивает ими свои жилые и коммерческие площади, собирает платежи от населения, контролирует объёмы потреблённых и отпущенных услуг. Население потребляет комуслуги и ежемесячно обязано рассчитываться за них в полном объёме. Если где-то в этой цепочке происходит сбой, страдают все её участники и добропорядочные плательщики тоже. Критичные размеры долгов могут привести к банкротству каждого из этих звеньев.

Каждый владелец , жилец по договору социального найма, арендатор жилой и коммерческой недвижимости обязан до 10 числа каждого месяца оплачивать потреблённые им услуги ЖКХ в полном объёме за предыдущий месяц.

Другие сроки могут быть прописаны только в договоре управления, но и они регулируются законом. Сюда не входят услуги связи и телекоммуникаций . Они регулируются законом о связи. Их оплата должна осуществляться до 20-го числа текущего месяца за потребление в прошедшем.

С учётом ваших интересов, интересов Управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций, Правительство приняло ряд документов, которыми детально регламентирует все действия по оплате коммунальных платежей населением. Это ФЗ №307 от 03.11.2015, ГК РФ (ст.317, 330, 332), ЖК РФ (ст.155), Правила предоставления коммунальных услуг. Они должны ужесточить платёжную дисциплину всех участников этого процесса.

Каждому абоненту присваивается индивидуальный счет согласно адресу жилого помещения.

С какого момента считается задолженность

В них говорится, что у вас есть 30 дней на оплату квитанции. Уже на 31-й день начнут начисляться пени.

Как проверить свою задолженность

Для этого существуют несколько способов:

Личный кабинет банка

Минусов при этом способе никаких нет. Только плюсы.

Для этого нужно:

  1. Зарегистрироваться на сайте банка, в котором вы обслуживаетесь.
  2. Открыть свой личный кабинет.
  3. По своей фамилии и номеру лицевого счёта узнать свою задолженность на текущий момент. Здесь же позднее вы сможете и оплатить свои долги.

Вам никогда больше не придётся ходить куда-то и тратить время на простаивание в очередях. Весь процесс может занять 7-12 минут. На сайтах ведущих банков нашей страны можно найти видео инструкцию, если возникли какие-то трудности.

На сайте Управляющей компании

Недостатком этого метода может служить то, что не все УК на сегодняшний день имеют собственные сайты. В каждой случае инструкция по проверке долгов будет индивидуальна, в зависимость от меню сайта.

Портал «Госуслуги»

Порядок действий:

Если сформировалась задолженность, вы должны получить по почте отдельную квитанцию с начисленными пенями, это ещё одно из последних новшеств законодательства.

Что такое пени

Пени это процент (штрафная санкция) за несвоевременную оплату потреблённых услуг.

Это своего рода плата за пользование чужими деньгами. Ведь мы привыкли вовремя оплачивать банковские займы. Здесь то же самое. Управляющая компания, по сути, выдаёт вам кредит, а её в свою очередь кредитует компания, поставляющая ей конкретный ресурс. До бесконечности это продолжаться не может. Для нормального функционирования всей системы деньги вовремя должны платиться всеми. Санкциям будут назначены только злостным неплательщикам, тем, кто просрочил оплату больше 30 дней .

Размеры штрафа для населения (большинства потребителей услуг ЖКХ) определятся количеством дней просрочки платежей.

Правила расчета

С 31 по 90 день , в который Вы решите оплатить штраф, он будет равен 1/300 от ключевой ставки Центробанка за каждый день невыплаты .

Свыше 91 дня пени вырастут и станут равными 1/130 от ключевой ставки .

На 2019 год ключевая ставка равна 7,75% . Она зависит от внешних и внутренних факторов финансово-экономического состояния страны.

Рассмотрим пример. Вы владелец приватизированной квартиры. Ваш долг составляет 4000 рублей. На 31 день просрочки платежа вам начнут начисляться пени таким образом: 4000*0,09*1/300 . Получается в день 1,2 рубля. За месяц по тому долгу, который брался за основу, вы будете уже должны оплатить примерно 108 рублей пеней. Начиная с 91 дня, коэффициент в штрафе увеличивается до 1/130 этой ставки. По той же формуле получаем уже 2,77 рубля в день. Каждый месяц, начиная с четвёртого, дополнительно к первоначальной сумме долга необходимо уплачивать ещё около 83 рублей штрафа.

За полгода получится примерно 357 рублей штрафных санкций. При этом важно помнить, что каждый месяц вам будут выставляться новые квитанции. Долг может накапливаться как снежный ком, если вы не будете оплачивать их тоже, то с них (отдельно с каждого) будут начисляться пени по той же схеме до момента полного погашения задолженности.

Увеличение процентов штрафа не допустимо. Размер пеней может быть установлен в договоре с управляющей компанией, но он не может быть выше пределов, прописанных в законе.

Если потребитель услуг не физическое лицо, а юридическое , не связанное в своей деятельности со снабжением ресурсами УК, ТСЖ, пени применяются сразу с первого дня просрочки платежей с коэффициентом 1/130. Соответственно, они гораздо выше, чем для населения. Сами Управляющие компании за несвоевременную оплату в сторону организаций, поставляющих населению ресурсы, наказываются то же более высокими штрафами.

Управляющая компания не обязана информировать дополнительно жильцов о наступлении момента начисления пеней. Следить за своевременной и в полном объеме оплатой обязаны сами проживающие/арендаторы.

Последствия для должников

Компании-кредиторы могут произвести следующие действия :

Если вы решили после визита электрика и отключения от энергии самостоятельно подключиться , эти действия будут содержать в себе два нарушения: техники безопасности и самоуправство при подключении к сетям. Санкции за подобные действия выросли.

Эти деяния повлекут за собой наложение штрафов:

  • для населения – 15 тысяч рублей;
  • руководящим лицам организаций до 80 т.р.;
  • предприятиям до 200 тысяч рублей.

Снова подключить к подаче коммунальной услуги обязаны в течение двух дней после того, как вы предоставите квитанцию о полной оплате задолженностей.

Когда можно не оплачивать штрафы

Ситуации, в которых вы можете избежать начисления пеней, списать или отменить их:

Судебные решения споров

При общей сумме долга менее 50 тысяч рублей дело рассматривается мировым судом.

Если сумма больше в районном (городском) суде по месту жительства ответчика.

Часто Управляющие компании стараются получить судебный приказ о взыскании имеющейся задолженности. В таком случае отпадает необходимость присутствовать в суде обеим сторонам. Судья принимает решение на основании документов, поступивших от Управляющей компании или организации-поставщика услуги. Если есть судебное решение или приказ, к процессу подключаются судебные приставы. Только они имеют право приходить в квартиру, оценивать и описывать имущество владельца-неплательщика.

Оформление субсидии

Если вы оказались в затруднительном финансовом положении, не в состоянии оплачивать коммунальные услуги и пени по ним, можно оформить субсидии на оплату коммунальных платежей.

Механизм их получения создан Правительством РФ. Обязательное условие сумма постоянных платежей за коммунальные услуги должна составлять около 20% семейного бюджета и выше.

Уважительные причины , при которых могут быть выданы субсидии:

Эти причины нужно обязательно подтвердить документально или показаниями свидетелей.

Для рассмотрения вопроса о выдаче субсидий необходимо обратиться в Управляющую компанию с заявлением.

Документы , которые необходимо предоставить для рассмотрения вопроса о получении субсидий:

  1. Документ, подтверждающий право собственности на квартиру или договор социального найма.
  2. Справку о составе семьи и о доходах каждого члена семье за последний год.
  3. Справки, подтверждающие нетрудоспособность отдельных членов семьи, справки с места учёбы, свидетельство о смерти и т.д.
  4. Номер банковской карты или номер счёта для получения субсидии.

Субсидия предоставляется на срок до 6 месяцев .

По прошествии этого времени процедура подачи документов может повторяться.

Старайтесь по возможности вовремя оплачивать коммунальные услуги, не получать пеней, не загоняйте себя в очень неприятную ситуацию, связанную с задолженностями.

На днях руководство Министерства строительства и ЖКХ заявило о том, что объём долгов предприятий и граждан за коммунальные услуги превысил 1,3 триллиона рублей.

При этом, не смотря на подчас непростые финансовые условия, основная масса населения платит исправно. За последние годы процент неплательщиков физических лиц практически не растёт и находится около 5%. В основном долги не оплачивают юридические лица, в том числе и Управляющие компании.

Одной из основных задач Министерство строительства и ЖКХ по этой теме на ближайшее время видит создание Единых Информационно Расчётных Центров (ЕИРЦ), с помощью которых государство сможет собирать платежи, минуя посредников и направлять их непосредственно в организации, поставляющие ресурсы.

За последнее время в некоторых городах России уже открылись такие пилотные центры. Один из них начал работу и успешно развивается в Ярославской области.

О новых правилах начисления штрафов за долги по оплате комуслуг, вступивших в силу с начала 2016 года, смотрите в следующем видеосюжете:

Госдума 23 октября 2015 года во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ с целью укрепления платёжной дисциплины всех категорий потребителей коммунальных услуг .

За просрочку платежей начислят пени

Первоначально депутаты предлагали вводить штрафы и пени за просрочку платежей только по электроэнергии, но по последним подсчётам оказалось, что совокупная задолженность всех категорий потребителей за коммунальные ресурсы в России на 1 октября 2015 года составила 850 миллиардов рублей.

Из них в разбивке по отдельным энергоресурсам долг составил:

  • за электроэнергию - 183,5 миллиардов рублей;
  • за газ - 163,2 миллиардов рублей;
  • за тепловую энергию перед ТЭЦ - 147,6 миллиардов рублей;
  • за воду и услуги по водоотведению - 110 миллиардов рублей.

Нужно отметить, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению депутаты внесли существенные корректировки, смягчающие механизм взимания пени и штрафов, но только для граждан, ТСЖ и ЖСК. Управляющие компании в эту категорию “льготников” не попали. Для них, наоборот, наказание за неуплату или несвоевременную оплату по поставленным коммунальным ресурсам ужесточили.

Если для граждан, ТСЖ и ЖСК за неуплату ЖКУ в первый месяц просрочки пени не начисляются, то для управляющих компаний с 1 по 60 день просрочки пени устанавливаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Тогда как для населения, ТСЖ и ЖСК данный размер пени начисляется только с 31 по 90 день задолженности. А для управляющих компаний уже с третьего месяца задолженности (с 61 дня просрочки) пени повышаются до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Ещё одним предложением депутатов стал тот факт, что Федеральный закон вступает в силу не со дня его официальной публикации, а с 1 января 2016 года. Таким образом, у УК, ТСЖ, ЖСК, граждан и остальных организаций, потребляющих энергоресурсы ещё есть время, чтобы привести свои платежи в порядок и оплатить все старые задолженности. В противном случае, с 1 января 2016 года на всех неплательщиков будут распространяться уже новые нормы закона.

Ответственность

Итак, за несвоевременную оплату или неуплату счетов за коммунальные ресурсы размеры пени (неустойки) в долях от ставки рефинансирования ЦБ РФ за день просрочки составят для:

ТСЖ, ЖСК, граждан:

  • С 1 по 30 день - 0
  • С 31 по 90 день - 1/300
  • С 91 дня и далее - 1/130

Управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих организаций:

  • С 1 по 60 день - 1/300
  • С 61 по 90 день - 1/170
  • С 91 и дня и далее - 1/130

Всех остальных организаций, потребляющих энергоресурсы:

  • С 1 дня и далее - 1/130

Глас закона

На основании договоров поставки энергоресурсов и договоров об оказании услуг по их транспортировке потребители обязаны оплатить подачу коммунальных ресурсов и оказанные услуги. Обобщая ответственность по неуплате за все коммунальные ресурсы их потребителями и основываясь на ФЗ №307 от 03.11.2015 года , можно выделить следующее:

“В случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов и услуг по их транспортировке потребитель обязан уплатить поставщику пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.”

“ТСЖ, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг , в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”

“Управляющие компании, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты коммунальных ресурсов уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 60 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена.

Начиная с 61 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”

“Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов, потребляемых при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.”

“При несоблюдении потребителями энергоресурсов условий договоров поставки и об оказании услуг по их транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки коммунальных ресурсов в порядке, установленном Правительством РФ.”

Вместо заключения

Из вышесказанного ясно, что с начиная с нового 2016 года власти ещё больше ужесточат контроль и ответственность для неплательщиков коммунальных услуг от начисления пени и штрафов и вплоть до приостановки и ограничения подачи энергоресурсов.

Чем это чревато конкретно для управляющих компаний? Прежде всего тем, что если у УК накопятся большие долги перед ресурсоснабжающими организациями и она их не оплатит в срок, то согласно вступившим в силу изменениям в жилищном законодательстве (ФЗ №176 от 29.06.2015 г.) это может быть расценено как несоблюдение лицензионных требований. А это, в свою очередь, может привести к дисквалификации руководителя УК или аннулированию лицензии.

Чтобы не допустить такого сценария действий, необходимо вовремя вносить плату по счетам за все потребляемые коммунальные ресурсы.