Жилищное законодательство российской федерации. Новости фонда капитального ремонта тульской области

С 30 июля вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ. Поправки уточняют порядок управления многоквартирными домами и проведение в них капремонта, определяют правила уплаты взносов на капремонт собственниками нежилых помещений.

С 30 июля вступили в силу и поправки в Жилищный кодекс РФ , которые внес Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 257-ФЗ.

Технические поправки

Некоторые изменения носят технический характер. Например, требование о том, чтобы на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме принимались решения о выборе лица, уполномоченного на открытие спецсчета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на нем, перенесены из п.1.1-1 в п.1.1 ст. 44 ЖК РФ . Также к техническим можно отнести поправки в ст. 45 ЖК РФ . В них уточняется, что при проведении общего собрания надо руководствоваться всем кодексом, а не только конкретной статьей. В то же время в ст. 158 ЖК РФ указано, что капитальный ремонт проводится в отношении всего общего имущества многоквартирного дома. До этого было сказано, что проводится капремонт многоквартирного дома, из-за чего возникали споры, что именно надо ремонтировать. В этой же статье уточняется, что обязанность по уплате расходов на капремонт не должна распространяться на субъект РФ или муниципальное образование, являющиеся предыдущими собственниками помещений в многоквартирном доме.

Обязанности региональных властей и региональные программы капремонта

В то же время уточняется, что из-за воспрепятствования не допускается сокращать перечень планируемых работ или услуг. Но соответствующие изменения в региональную программу капремонта после устранения вышеназванных обстоятельств заносить местным властям разрешили. Также они теперь смогут составлять, помимо трехлетней региональной программы капремонта, краткосрочные планы ее реализации, если это будет предусмотрено в региональном законодательстве. В такие краткосрочные планы надо будет включать изменения по объемам капремонта для ликвидации последствий аварий, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Счетчики за счет взносов на капремонт

Еще одна поправка предоставляет возможность за счет фонда сборов на капремонт установить автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг - счетчики. Соответствующие поправки внесены в п. 2 ст. 166 ЖК РФ .

Уплата взносов собственниками нежилых помещений

Одновременно уточняются правила уплаты взносов на капремонт собственниками нежилых помещений. Им направят платежные документы, в которых будет расчет размеров взноса на капитальный ремонт на предстоящий календарный год, только один раз - в начале года. Но оплатить такой счет можно будет либо за раз, либо ежемесячно равными долями в течение года. Главное - соблюсти установленные сроки. Если собственником нежилого помещения является юридическое лицо, платежный документ ему обещают доставить по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности).

Нововведения для региональных операторов

Есть нововведения и для владельцев спецсчетов для сбора взносов на капремонт - региональных операторов. Согласно новой редакции ст. 173 ЖК РФ , они должны будут уведомить в течение 5 дней собственников о наличии у них задолженностей и необходимости ее погасить. Если за 2 месяца долг погашен не будет, лицо, управляющее многоквартирным домом, обязано провести общее собрание собственников, и уже на нем решить, что делать с долгами. Кроме того, владельцы спецсчетов смогут списывать с них средства для исполнения судебных решений, а также для возврата ошибочных зачислений. Раньше таких возможностей не было.

Также Федеральный закон N 257-ФЗ уточняет, что в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники должны определить или утвердить следующие данные:

  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

То же самое должны утвердить собственники, решившие сформировать фонд капитального ремонта на специальном счете без привлечения регионального оператора.

Лицензионные требования к управляющим компаниям

Последняя поправка, которую надо выделить, касается лицензионных требований к управляющим компаниям. В новой редакции ст. 193 ЖК РФ сказано, что квалификационный аттестат должен быть у:

  • единоличного исполнительного органа юридического лица;
  • руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом;
  • а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа - у единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы.

В связи с достаточно обширными изменениями Жилищного Кодекса, которые пришлись на самый конец 2017 года и вступили в силу с января 2018 мы сделали краткую выжимку Федерального Закона 485-ФЗ от 31.12.2017.

Краткое изложение (ниже полный текст + возможность скачать с распечатать для чтения с листа)

  • теперь принимать участие в общих собраниях собственников могут лица, не оформившие свои помещения в Росреестре, но владеющими ими на основании договоров долевого участия (принявшие квартиры от застройщика по передаточному акту или иному документу);
  • управляющая организация (УК, ТСЖ, ЖСК) обязана в 5-ти дневный срок предоставить любому собственнику реестр собственников дома для проведения общего собрания;
  • все оригиналы документов общего собрания теперь сдаются в ГЖИ;
  • в случае выбора способа управления ТСЖ или ЖСК - нужно уведомить об этом ГЖИ в 5-ти дневный срок;
  • в случае неправильного расчета платы за "Содержание и ремонт" - управляющая организация обязана оплатить штраф в размере 50% от неверно выставленной суммы;
  • в случае прекращения управления домом - передать тех.документацию, ключ и др. документы нужно в трехдневный срок;
  • если выбор способа управления не реализован, открытый конкурс по отбору УК не состоялся, то орган местного самоуправления вправе принудительно назначить управляющую организацию (в срок до 1-го года)
  • если совет дома избран, но не переизбран, то его полномочия продлеваются на тот же срок автоматически;
  • управляющая организация обязана приступить к управлению домом сразу после включения дома в лицензию;
  • лицензия теперь выдается на срок 5 лет;
  • теперь нельзя дублировать название управляющей компании (тождественной до степени смешения);
  • утвержден ряд требований по части исключения домов из лицензии.

7) части 2.2 и 2.3 статьи 155 признать утратившими силу;

8) статью 156 дополнить частями 11 - 13 следующего содержания:

11) часть 10 статьи 161.1 изложить в следующей редакции:

13) часть 4 статьи 192 изложить в следующей редакции:

15) в части 4 статьи 195 слова "на официальном сайте соответственно органа государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" заменить словами "в системе";

16) часть 3 статьи 196 после слов "юридических лиц," дополнить словами "приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса,";

18) в части 2 статьи 199 слова "в части 5" заменить словами "в частях 5 - 5.4", дополнить словами ", а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта Российской Федерации сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат";

19) часть 1 статьи 200 изложить в следующей редакции:

"1. Лицензиат в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 198 настоящего Кодекса, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована в соответствии со статьей 199 настоящего Кодекса, обязан передать лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трех рабочих дней со дня наступления событий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.".

1 января 2017 года вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменения связаны с введением нового Единого государственного реестра недвижимости и новым порядком государственной регистрации прав. Кроме того, предусмотрен новый порядок деятельности жилищно-строительных кооперативов.

Жилищный кодекс РФ с 1 января 2017 года действует в новой редакции. Поправки в него внесли сразу три закона:

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 N 304-ФЗ ,
  2. Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ,
  3. Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ .

Единый государственный реестр недвижимости

Новая редакция статьи 18 ЖК РФ предусматривает, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами. Кроме того, в и добавлено упоминание о новом реестре ЕГРН.

Жилищно-строительные кооперативы

Изменилась редакция статьи 123.2 ЖК РФ , в нее добавлены нормы о том, что должен осуществляться контроль за соблюдением жилищно-строительным кооперативом установленных частью 1 статьи 123.1 ЖК РФ требований к размещению им информации и документов. Кроме того, в данную статью добавлены несколько новых пунктов, определяющих порядок государственного надзора за деятельностью жилищно-строительных кооперативов. В частности, уполномоченным органам разрешено:

  • Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого государственного реестра юридических лиц;
  • Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органа регистрации прав документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан;
  • Получать данные от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома;
  • Ежеквартально получать от жилищно-строительного кооператива отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома;
  • Принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительных кооперативов (их должностных лиц) к ответственности, установленной федеральными законами и законодательством РФ об административных правонарушениях;
  • Направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

1 января 2017 года вступила в силу новая редакция Жилищного кодекса РФ. Изменения связаны с введением нового Единого государственного реестра недвижимости и новым порядком государственной регистрации прав. Кроме того, предусмотрен новый порядок деятельности жилищно-строительных кооперативов.

Жилищный кодекс РФ с 1 января 2017 года действует в новой редакции. Поправки в него внесли сразу три закона:

Федеральный закон от 03.07.2016 N 304-ФЗ , Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ, Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ .

Единый государственный реестр недвижимости

Новая редакция статьи 18 ЖК РФ предусматривает, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ и другими федеральными законами. Кроме того, в статью 23 ЖК РФ и статью 26 ЖК РФ добавлено упоминание о новом реестре ЕГРН.

Статьей 28 ЖК РФ предусмотрено, что акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав. Статьей 91.1 ЖК РФ предусмотрено, что ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Аналогичные поправки внесены в статью 91.16 ЖК РФ .

Жилищно-строительные кооперативы

Изменилась редакция статьи 123.2 ЖК РФ , в нее добавлены нормы о том, что должен осуществляться контроль за соблюдением жилищно-строительным кооперативом установленных частью 1 статьи 123.1 ЖК РФ требований к размещению им информации и документов. Кроме того, в данную статью добавлены несколько новых пунктов, определяющих порядок государственного надзора за деятельностью жилищно-строительных кооперативов. В частности, уполномоченным органам разрешено:

Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, выписку из единого государственного реестра юридических лиц; Получать в порядке межведомственного информационного взаимодействия от органа регистрации прав документы и информацию, необходимые для осуществления контроля за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан; Получать от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома; Ежеквартально получать от жилищно-строительного кооператива отчетность об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома; Принимать меры, необходимые для привлечения жилищно-строительных кооперативов (их должностных лиц) к ответственности, установленной федеральными законами и законодательством РФ об административных правонарушениях; Направлять в правоохранительные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

Статьей 136 ЖК РФ предусмотрено, что создание жилищно-строительного кооператива должно быть отражено в в ЕГРН.

Жилищный кодекс Российской Федерации призван защищать наши права и свободы, порождая собой продолжение новелл самого главного нормативного акта – Конституции – и регулируя жилищное право. А принятая в июле 2017 года последняя редакция уточняет некоторые аспекты, которые и будут рассмотрены далее.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

Понять то, что написано в любом кодексе – это, априори, не так-то просто, ведь все описано сложным для понимания обычного человека юридическим языком. Поэтому для верного и полного истолкования необходима помощь знающего и опытного специалиста.

Просто напишите то, что вас более всего интересует во всплывающей форме на нашем сайте и получите быстрый полный ответ от квалифицированного юриста в любое время, для вас удобное.

Последние поправки в Жилищном кодексе РФ были введены федеральным законом 236-ФЗ, вступающим в силу 13 июля 2017 года. Изменения были произведены лишь в одной главе, касающейся жилищных и жилищно-строительных кооперативов.

Только трёхэтажные дома

Первым идет добавление фразы в статью 110, пункт 3. Если раньше в нем было указано, на то, что члены ЖСК могут выступать в качестве застройщика и реконструктора жилого дома, то сейчас законодатель уточнил, что один ЖСК может заниматься одновременно одним многоквартирным домом, имеющим только три этажа и не более. Но здесь сделана оговорка: кроме тех ЖСК, что были сформированы с целью строительства жилья для определенных категорий граждан: военнослужащих, государственных служащих, работающих в системе государственного образования, а также нуждающихся в социальной защите обычных граждан.

Недействительное собрание

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Изменения затронули и статью 117, ее 1 часть. Изначально в ней говорится о том, в каких случаях собрание членов кооператива признаётся действительным, а когда не совсем, а также о том, когда принятое им решение считается правомерным, а когда нет. Так вот, во избежание двоякого толкования некоторых отдельных статей Жилищного кодекса РФ была добавлена часть предложения «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». В этом нововведении ничего существенного нет, оно лишь дополняет и усовершенствует ранее принятые поправки.

Новые статьи

Пожалуй, самым обширным изменением в Жилищном кодексе РФ на этот раз стало введение двух новых статей 123.1 и 123.2.

Первая из них полностью регулирует организацию жизнедеятельности ЖСК, который строит многоквартирный дом, в частности, обязывает руководство кооператива размещать в официальной системе ЖКХ некоторые сведения, имеющие наиболее существенное значение для ознакомления и контроля за их деятельностью. Также руководство кооператива, в соответствии со вновь введенной статьёй, должно по настоянию участника такого кооператива предоставить ему возможность ознакомиться с вышеуказанными документами.

Еще в третьей части статьи 123.1 предусмотрена обязанность вести реестр членов ЖСК, а в двух заключительных пунктах – что контролирующий орган имеет право ознакамливаться со всеми вышеперечисленными требованиями через уже упомянутую систему ЖКХ.

Следует учитывать, что почти все основные пункты (особенно затрагивающие вопросы, связанные с ведением системы жилищно-коммунального хозяйства) должны будут исполняться в обязательном порядке только начиная с первого июля следующего (2016) года.

А другая новая статья (123.2) предусматривает порядок контролирования жизнедеятельности тех ЖСК, которые занимаются возведением жилого дома, в частности:

  • какими правами обладает орган контроля вообще;
  • что он может предпринять в случае невыполнения выдвинутых кооперативу требований об устранении найденных несоответствий;
  • информация о предмете контроля соответствующего органа;
  • основание для проведения плановой проверки (единожды в год);
  • исчерпывающий перечень оснований для осуществления внеплановой проверки (истечение выбранных сроков, жалобы и заявления гр-н, требование прокуратуры).

Делая выводы из всех вышеописанных изменений в Жилищном кодексе РФ 2017 года, можно сделать одно обобщение: о том, что законодательство вплотную принялось за регуляцию деятельности жилищных кооперативов страны.

Какие изменения произойдут в самое ближайшее время

Правительством уже подготовлена новая редакция Жилищного кодекса РФ, в которой поправки будут введены в действие в конце августа 2017 года. Нововведения производятся федеральным законом номер 176-ФЗ.

Изменению подвергнется только одно – статья 46 ЖК РФ, регулирующая порядок общего собрания собственников квартир и направление решения, - в нее вводится новая часть 1.1, которая узаконивает порядок того, что должно происходить после предоставления в управляющую компанию или другой орган копий протоколов общего собрания. В частности, указанный орган должен представить такие документы в контролирующий орган, а тот, в свою очередь, в государственный контролирующий орган, который при необходимости может проводить внеплановые проверки ЖК или ЖСК.

Последующие изменения в жилищном законодательстве

Некоторые поправки в Жилищном кодексе РФ начнут свое действие в декабре 2017 года (также федеральный закон номер 176-ФЗ).

О двух третьих

Статья 46, о которой ранее уже шла речь, а точнее её первая часть дополняется словами о том, что некоторые вопросы на голосовании также принимаются решением голосующих, которых должно быть не менее 2/3 от всех собственников жилья. Это пункты, которые указаны в статье 44 (п. 4.2 и 4.3), говорящие о наделении определенными полномочиями совета многоквартирного дома или председателя такого совета.

Виновный будет наказан

В статье 157 Жилищного кодекса РФ добавлено одно важное предложение, в котором говорится о том, что лицо, из-за которого по каким-то причинам состоялись перебои в предоставлении коммунальных услуг или было нарушено их качество, должно будет заплатить штраф, размер которого устанавливается Правительством РФ.

Кроме этого, указанная статья увеличилась в объёме на целых две части. В предпоследней говорится о том, что описанный в предыдущем абзаце настоящей статья штраф не уплачивается в период, который отведен контролирующим органом на устранение нарушений (непоставки или некачественной поставки коммунальных услуг). Но это не освобождает нарушителя закона от уплаты штрафа в будущем.

В последней – шестой части – указывается, что лицо, которое неверно рассчитало плату собственника за коммунальные услуги (только в большую сторону), должно заплатить штраф в пользу потребителя.

Исключением является факт устранения такого нарушения до бо́льшей оплаты коммунальных услуг их потребителем.

Предыдущие изменения

Также хочется напомнить о предпоследних изменения в Жилищном кодексе РФ, которые произошли в конце первого месяца лета 2017 года.

В Жилищном кодексе впервые появилось упоминание о том, что теперь собственники жилья в многоквартирном доме могут привлекать для ремонта кредитные средства.

Статья 20 претерпела добавление нескольких достаточно важных слов, о том, что теперь толчком для проведения не плановой проверки кооперативов может выступать не только непосредственное обращение граждан, но и обращение их посредством системы жилищно-коммунального хозяйства, а также факт обнаружения нарушений норм законодательства РФ с помощью системы ЖКХ.

Статья 36.1 тоже претерпела важное изменение. Оно коснулось неуплаты взносов на кап. ремонт многоквартирного дома, в частности, что за их неуплату начисляются не проценты, а пени.

В 44 статье рассматриваемого кодекса узаконена цель проведения собраний собственников жилья, а также процесс проведения таких собраний.

Появилась и новая статья – 44.1, которая установила варианты голосования на собраниях собственников жилища.

Следующая поправка затронула сроки проведения обязательного ежегодного собрания – с апреля по июнь, если нет другой установленной даты.

В этой же статье добавлены новые пункты, указывающие, что управляющая компания, кооператив или иной подобный орган может по своей инициативе или по заявления одного из собственников, обладающим определенным количеством голосов, проводить общий собрания жильцов-собственников квартир.

Теперь формы и порядок ведения протоколов собраний устанавливается не общим советом собственников, а соответствующим органом контроля, и теперь его обязательно предоставлять в такой орган в 10-дневный срок, причем занимается этим лицо, по инициативе которого было созвано собрание.

Статья 44.1 также повлекла за собой ряд других, имеющих определенно важное значение, изменений. Таких как, например, варианты предоставления решений, принятых по итогу собрания и касающихся повестки дня.

Если ранее нужно было обязательно писать напротив каждого вопроса «за», «против» или «воздержал(а)ся(-ь)», то теперь, благодаря другим возможным формам голосования, можно открыто обсуждать повестку дня или направить свое решение (в котором все так же написано «за», «против» или «воздержал(а)ся(-ь)») по указанному адресу.

Наконец-то изменен пункт, который ранее говорил о том, что собственники жилых помещений обязаны платить коммунальные услуги. Теперь слово «жилых» законодатель убрал. Ведь в многоквартирных домах сейчас бывают как жилые, так и нежилые помещения. В этой же статье добавлен пункт о том, что, если застройщик пока что выступает собственником помещения в новостройке (то есть ни с кем на данное помещение не подписывался акт приёма-передачи), то он обязан платить за коммуналку в таком помещении.

Расширен перечень ресурсов, за которые должен платить наниматель государственного или муниципального жилья. Но это пункт вступит в силу лишь с апреля следующего года.

Также законодателем установлено, что плата за наём таких помещений определяется органом, регулирующим и разрабатывающим политику в соответствующей сфере.

Обобщение изученной информации

Эти и ряд других принятых в Жилищном кодексе 2017 года поправок несут в себе важное значение для граждан, юр. лиц и их объединений. Нововведения совершили существенные изменения в жилищном праве и праве в целом.

Жилищное законодательство других стран

Не везде в мире жилищное право одинаково – это вполне логично, но все-таки в большинстве государств оно направлено на регулирование соответствующей деятельности и защиту прав собственников жилья.

В Республике Беларусь (РБ), например, Жилищный кодекс не так часто подвергается изменениям, и в указанном нормативном акте РБ основной упор сделан на бесплатное предоставление жилья в рамках социальной опеки населения государством. Для общего развития можно скачать его и ознакомиться.

В Латвии, к примеру, нет жилищного кодекса как такового, но есть ряд законов, регулирующих жилищное законодательство. Это, например, Закон о помощи самоуправлений в решении жилищных вопросов, например. Их также при желании можно скачать в сети Интернет.