Каким должен быть современный чиновник. Какой чиновник вам нужен? Ими не рождаются

Знаете в чем главный парадокс? На вопрос «кто такой чиновник», проще ответить, «какой он». И получится, что «плохой», как ни крути. «Лжец, взяточник, ленивец» — услышим мы, опрашивая людей на улицах. Какой-нибудь любитель метафор скажет, что это «коллекционер конвертов с купюрами» или «служащий, не готовый отделиться от кресла». Но наша задача — добраться до сути, поэтому только общественным мнением ограничиваться не будем.

В литературе встречается определение чиновника, как «служащего государственного аппарата какого-либо ведомства», т.е. этот человек — часть государства. В словарях есть и переносное значение: «формалист, служащий, выполняющий свою работу равнодушно».

Что делает и чем занимается чиновник

Важно не путать чиновника с депутатом. Чиновник – представитель государства, который выполняет его функции.

Вообразите, что государство – мозг, тогда чиновники – руки и ноги, исполняющие его волю. А вот депутаты – это трансляторы народного мнения, которое считается важным для государства. Депутаты должны передать государству «где и что болит» у народа, чтобы были приняты меры по «оздоровлению всего организма».

Получается, что структура продумана, хотя не все довольны тем, как она работает. Но ведь когда-то и такого устройства не было. Откуда же растут ноги у чиновничества?

Чиновничество, как и многое другое в России, началось с Петра Первого. В 18 веке Русь активно начинает налаживать связи с соседями, пытаясь выйти на мировую арену. Страна становится на путь развития. Государству требуются предприимчивые руководители, цель которых — упорядочить его деятельность.

Петр Первый перенимает структуру порядка у европейских стран, и 24 января 1722 года принимает Табель о рангах, в которой прописано все о лицах, служащих государству. Эту дату можно считать отсчетной в истории чиновничества. Служащие государству получали не только обязанности, но и бонусы: содержание и чин. Отсюда появилось название.

Чиновничество перестало существовать при В. И. Ленине.

Табель о рангах перестала действовать после победы Октябрьской революции, и с 1917 года институт чиновничества был упразднен. Теперь люди, находящиеся на службе у государства так и назывались, «государственные служащие».

Не пропустите:

Виды чиновников

  • Военный чиновник . Это особая категория служащих. Они отличались от военных тем, что несли определенную военную судимость: за нарушения дисциплины и должностные преступления. Обладали особыми внешними признаками: специальная форма одежды, название чина. Как и военнослужащие, они имели определенное звание, но для военного чиновника обязательным являлось прохождение военной службы, начиная с самого низшего звания.
  • Канцелярский чиновник . Так же как и другие, состоял на службе у государства, имел определенный классный чин (по Табели о Рангах). Он занимал, как правило, должность без особого наименования (в отличие от военного чиновника).
  • Классный чиновник . Это отнюдь не «лучший из лучших». «Классный» в данном случае, и ниже, обозначает то, что такой чиновник имел чин определенного класса, или право на него.

Вместо заключения

Хочется отметить, что не всё коту масленица. А что если посмотреть на работу чиновника изнутри? Должность государственного служащего не только много позволяет, но и обязывает. Чем выше находишься, тем больнее падать, и ошибка, совершенная на такой должности будет караться вдвое строже. А жить с такой гиперответственностью на собственных плечах сможет не каждый.



Текст: Елена Руднева, фото: GettyOne

Госдума возвращается ко второму чтению кодекса поведения чиновников. Авторы этого документа добиваются невозможного: чтобы чиновники были честными. Для выполнения этой задачи они предложили Михаилу Касьянову и другим министрам публиковать в газетах "Декларации о конфликте интересов".

24 апреля центристское большинство Госдумы провалило разработанный в недрах СПС "Кодекс служебного поведения должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления". Это было уже второе чтение. Первое состоялось на год раньше. Тогда Кремль поддерживал предложения правых, но в этом году был принят президентский закон о госслужбе ("Газета.Ru" подробно рассказывала об этом документе), поэтому кодекс о честном поведении чиновников оказался лишним. Тем не менее, его автору Владимиру Южакова дали возможность доработать документ, назначив повторное второе чтение на сегодня.

Накануне рассмотрения кодекса в рамках "Открытого форума" был проведен круглый стол, участники которого должны были решить, нужен ли такой кодекс России. Политики, бизнесмены и политологи были единодушны -- нужен.

В кодексе впервые в истории России дается определение тому, что такое антикоррупционное и коррупционное поведение госслужащих.

Под коррупционно опасными кодекс понимает не просто взятки, а ситуации так называемого конфликта интересов. Например, когда какое-либо решение чиновника затрагивает его интересы как простого гражданина. Чиновник не должен брать подарки, использовать служебное положение, информацию, государственное имущество, автомобиль, например, в личных целях.

Должностным лицам в государственных органах и органах местного самоуправления запрещается "принимать решения и совершать действия (бездействия), влекущие юридические последствия, в отношении заинтересованного лица". Более того, запрещается замещать должность, позволяющую принимать такие решения. Следуя этому запрету, министр, например, не имеет права принимать решения в отношении фирм, чьим владельцем или совладельцем является он сам или его родственники.

Министр обязан либо в течение десяти дней ликвидировать конфликт интересов (например, заставить жену порвать с бизнесом), либо освободить свою должность.

Аналитик Фонда развития парламентаризма Алексей Старовойтов рассказал участникам круглого стола, что в Великобритании существует моральный кодекс гражданских госслужащих, а в США -- кодекс этики государственных служащих. Кроме того, у американцев еще со времен президента Кеннеди работает президентская консультативная комиссия по вопросам этики и разрешения конфликта интересов. Поэтому, по мнению эксперта, если такой кодекс, какой предлагает депутат СПС Южаков, вступит в силу, то он станет "классической конструкцией дисциплинированного поведения государственных чиновников и позволит повысить доверие общества к власти".

Лидер СПС Борис Немцов говорил о том, как повысить ответственность власти.

Немцов потребовал, чтобы все чиновники в обязательном порядке публиковали в "Российской газете" свои декларации о конфликте интересов.

"Каждый министр должен сказать, где работал раньше, какие у него на руках акции, -- митинговал Немцов. -- Нет таких чиновников, которые не были бы связаны родственными связями. Я, например, знаю многих таких глав райадминистраций: если у такого главы родственник не контролирует райпотребсоюз, что-то у такого главы в карьере не сложилось. Если все министры напишут такие декларации, уверен, на следующий день отставки будут удовлетворены".

Хвалил кодекс правых и депутат Владимир Лысенко из "Регионов России", который принял участие в его написании.

Кодекс поведения чиновников Лысенко не побоялся сравнивать с "Моральным кодексом строителя коммунизма", а Владимира Путина почему-то сравнивал с царем.

"Принятие Кодекса должно быть кульминацией в правлении самого Владимира Владимировича. Зная историю наших царей и генсеков, можно отметить, что именно они и ломали себе шею, пытаясь сломать хребет этой заскорузлой, застоявшейся бюрократической машине", -- говорил депутат. Что же касается идеи о том, чтобы в газетах печатать декларации министров о конфликте интересов (образец такого документа показали журналистам), то выгадают от этого журналисты. Такие газеты, по мнению Лысенко, уйдут нарасхват.

Член бюро Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, в свое время служивший чиновником, потом заседавший в Госдуме, а теперь занимающийся бизнесом, жаловался на то, что бизнесу трудно конкурировать с чиновниками, которые тоже занимаются бизнесом. Еще ему не нравится, что чиновники берут взятки. Бороться со взяточниками Шохин предложил следующим образом: постоянно менять их местами. "С приходом нового президента в штатах меняется около тысячи чиновников. В новой администрации Клинтона было 962 новых назначения. А сколько министров у Буша-старшего лишилось своих постов из-за скандала с привлечением нелегальных рабочих-эмигрантов на работу?", -- спрашивал Шохин.

"Но в этом кодексе, который мы обсуждаем, нет механизмов привлечения к ответственности таких чиновников. Должны быть более жесткие карательные санкции", -- попробовал возразить главный научный сотрудник Института государства и права Александр Облонский. "Кодекс будет неработающим документом. Мы уже ввели одни декларации. Правительство заполнило 900 тысяч таких бумаг, а толку? Теперь все это превратилось в досадную необходимость", -- подержал его директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Скорее всего, сегодня Госдума не успеет рассмотреть заявленный в повестке "Кодекс служебного поведения должностных", потому что основное время пришлось потратить на реформу Дмитрия Козака, налоговый пакет Алексея Кудрина и доклад Михаила Касьянова ("Газета.Ru" отдельно рассказывала о выступлении этих чиновников). Но у депутатов есть еще два заседания до окончании весенней сессии, чтобы определить со своим отношением к моральному кодексу российского чиновничества.

Чиновник – это государственный служащий, обладающий определенным чином. В категории чиновников в РФ находятся люди, которые служат на благо своего государства. Признаками госслужащего являются:

  • должность в государственных органах и их аппарате;
  • деятельность по выполнению функций государства;
  • получение дохода за свою работу за счет госсредств.

Следует отметить, что к чиновникам не относятся лица, которые проходят стажировку каких-либо государственных органах, так как они лишь претендуют на ту или иную должность, но пока ее не занимают. В законе РФ не существует единого нормативного акта, в котором содержится общее понятие служащего. Чиновниками, как мы уже говорили, называют всех, кто служит в государственных органах.

Сегодня в России всех госслужащих делят на такие категории:

  1. Должностные лица.
  2. Оперативный состав.
  3. Технический.
  4. Вспомогательный и обслуживающий состав.

В состав должностных лиц входят чиновники, которые наделены правами издавать правовые акты, подписывать важные бумаги, выполнять регистрационные действия и многое другое.

Также сюда относятся те, кто не занимается вышеуказанными делами, но зато они руководят деятельностью подчиненных им сотрудников. Особым правовым статусом наделены лица, задействованные в административной власти.

К оперативному составу стоит отнести госслужащих, которые выполняют обязанности государственно-властных функций. В отношении граждан они не могут совершать никаких юридических актов. Сюда же относят юристов и экономистов, работающих над подготовкой проектов разных решений. К третьей категории относятся госслужащие, которые осуществляют определенную служебную деятельность. Например, технические секретари.

Типы государственных чиновников в России

Кто относится к чиновникам в России? В соответствии с законом РФ существует два вида госслужащих:

  1. Федеральный государственный работник. Это работник, который выполняет свою профессиональную деятельность на должности федеральной государственной службы и получает за это деньги за счет материальных средств федерального бюджета.
  2. Государственный гражданский служащий субъекта РФ. Это работник, который выполняет свою рабочую деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта России.

Права и ограничения чиновников РФ

Госслужащий имеет на право:

  • посещать в должностном порядке различные организации;
  • принимать участие в конкурсе на замещение выгодной должности;
  • продвигаться по служебной линии;
  • вносить свои предложения по улучшению госслужбы;
  • объединяться в партии;
  • принимать решения в соответствие с занимаемой должностью;
  • соблюдать дисциплину на работе.

Чиновники России не могут делать следующее:

  • заниматься другой деятельностью и получать за это оплату, за исключением творческой и научной;
  • вести предпринимательскую деятельность;
  • получать вознаграждения в виде подарков либо денег за выполнение тех или иных услуг;
  • использовать вне службы рабочие средства;
  • применять служебные данные в своих целях;
  • давать пустые обещания.

Следует отметить, что государственный служащий – это очень серьезная и ответственная должность, на которую берут людей только с соответствующим высшим образованием и опытом работы в той или иной сфере. Таких работников в особом порядке берут на должность (либо избирают) и в специфическом порядке увольняют. Главный вид ответственности у всех государственных работников – политический. Например, отставка, отстранение от должности либо же, если это относится к политическому деятелю, то процедура импичмента.

– Карьерист.ру

Какие ассоциации возникают при слове «чиновник»? Стереотипные — и порой очень жесткие — о малоприятных чеховских и гоголевских героях, о товарище Огурцове из «Карнавальной ночи». А каков современный госслужащий?

Даже в детской книге про Чебурашку фигурировал тип, который сидел за столом и ставил на бумаги визы «Разрешить! Иван Иванович. Не разрешить! Иван Иванович». В общем, чиновник — это такой вороватый бюрократ, звено в цепи на шее трудового народа. Другой аспект: «слишком много развелось чинуш, надо сокращать». Плюс к этому — распространенный в массовом сознании миф о тотальной коррумпированности российского чиновничества.

Так кто же он, сегодняшний чиновник? Попробуем разобраться!

Несмотря на многочисленные разговоры о том, что в России слишком много чиновников, их количество на душу населения уступает развитым странам. В нашей стране по итогам 2014 г. на 10 тысяч человек населения приходилось 67 чиновников на государственных должностях. При этом в Германии и Норвегии — около 300 человек, в США — около 350, а во Франции — порядка 400 госслужащих.

Согласно данным опросов, самыми удачными местами работы россияне считают органы госуправления и силовые структуры. Стремится попасть на госслужбу чуть ли не каждый пятый, причем в последние годы большинство желающих - молодежь. Каким должен быть чиновник и что привлекает соискателей в госслужбе?

Тяга к чиновничеству

Интерес к госслужбе очевиден, подтверждает начальник кадрового департамента администрации Алтайского края Игорь Гниденко . Количество желающих на некоторые должности иногда напоминает конкурс на бюджетное место в престижный вуз.

«25 августа текущего года проходил конкурс в Главном управлении строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на замещение вакантной должности главного специалиста одного из отделов управления. По информации Главного управления для участия в конкурсе подали документы 11 человек, победителем был признан один человек, а шесть - были включены в кадровый резерв», - рассказал Гниденко.

Однако глава департамента отмечает, что такой интерес отмечается не по всем направлениям.

К слову, тяга к чиновничеству относительно новый тренд. По словам депутата Алтайского Заксобрания Виталия Сафронова , долгое время работавшего в партийном аппарате КПСС, раньше такого рвения работать во власти не наблюдалось.

«Я, будучи первым секретарем крайкома партии, получал 350 рублей. В то время у директоров заводов и предприятий зарплата была в два раза выше. Говорят, в советское время коррупция была, но это было исключительное явление. Ответственность была величайшая, работали добросовестно, а не так как сегодня: уже в пять часов не найдешь никого. Чиновник себя чувствовал зависимым от обстановки. Сегодня не так, сегодня чиновник вольный человек, главный класс общества. Конечно, не все госслужащие злоумышленники и коррупционеры, но благодаря «лучшим» их представителям такой имидж у них сложился», - считает Сафронов.

По мнению депутата, сейчас одна из основных мотиваций для работы в госслужбе, не самая большая, но все же стабильная зарплата.

По данным Росстата, зарплата в Алтайском крае у гражданских и муниципальных служащих по итогам 2014 года оказалась самой скромной среди регионов Сибири. Более обеспеченными оказались чиновники в Республике Тыва, Красноярском крае и Иркутской области.

Алтайские чиновники из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в среднем получали в 2014 году 31 тыс. 759 руб. - при этом за год их зарплата выросла на 12,9%. А вот средняя зарплата их коллег по Сибири составила 38 тыс. 857 рублей.

У краевых чиновников средняя зарплата по итогам прошлого года составила 37 тыс. 302 руб. (рост за год - 7%). При этом их коллеги в среднем по Сибири получали 45 тыс. 874 руб.

Несколько иначе обстоит ситуация с работниками органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями - в Алтайском крае они в среднем получали 19 тыс. 941 руб. при средней зарплате по Сибири в 31 тыс. 123 руб. Их заработная плата в крае выросла за год на 9,4%.

Однако, по мнению Сафронова и других экспертов, главная мотивация - это какая-никакая власть, которая есть даже у мелкого клерка. По мнению же начальника кадрового департамента администрации края Игоря Гниденко, цели преследуются гораздо более высокие.

«Основной мотивацией при поступлении на государственную службу является служение обществу, защита законных интересов граждан», - уверен Гниденко.

Согласно опросам ВЦИОМ, главные требования к госслужащему в России носят моральный характер - честность и некоррумпированность, а также доброта к людям. Критерии профессионализма и действий строго в рамках закона - не в чести.

По мнению Игоря Гниденко, идеальный гражданский служащий должен обладать высокими профессиональными качествами, гражданственностью, патриотическим самосознанием, быть честным, ответственным и трудолюбивым.

«Сухость и холодность не самые хорошие качества для гражданских служащих. Мы стараемся вырабатывать определенные критерии для госслужащих. Есть такой этап как аттестация, где некоторые должны для себя такую маленькую революцию совершить. Потому что пришел на гражданскую службу - соответствуй. Мы не стесняемся говорить людям правду», - рассказал руководитель департамента.

Кадровый вопрос

В апреле 2015 года Росстат обнародовал данные о численности работников, замещавших должности гражданских и муниципальных служащих по итогам 2014 года. Выяснилось, что в Алтайском крае количество чиновников составило 16 тыс. 387 человек.

В нашем регионе укомплектованность штата чиновников в зависимости от ведомств варьирует от 91,9% до 95,8%. Это примерно на уровне средних показателей по Сибири.

Что касается территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти, то здесь укомплектованность составляет 91,9% — всего в данных ведомствах трудятся 7 тыс. 255 человек.

В органах исполнительной власти региона работают 2 тыс. 326 человек - укомплектованность штата достигает 94,9%. Укомплектованность штата органов местного самоуправления с исполнительно-распорядительными функциями составляет 95,8% (или 6 тыс. 806 человек).

Несмотря на то, что желающих работать чиновниками не мало, кадровый вопрос в этой сфере стоит очень остро. В муниципалитетах, органах власти формируется специальный кадровый резерв. В случае появления вакантной должности, в первую очередь рассматривается именно этот список. Но списки резервистов не всегда помогают.

«Чаще всего особенно острая востребованность возникает на уровне муниципалитетов, однако в этом случае резервы нам не всегда помогают, так как, к сожалению, иногда они сформированы формально», - рассказал Игорь Гниденко.

По мнению Виталия Сафронова, всему виной неграмотная кадровая политика.

«Сейчас честному человеку во власти вырасти сложнее. Нет четкой кадровой политики. Все решают связи. Раньше цепочка была более прозрачной. На мой взгляд, из-за отсутствия четких критериев кадровой политики, складывается неквалифицированный класс управленцев, которые еще «у станка не постояли», а рвутся в чиновники. Вот и выращиваем плохих управленцев. Говорят умно, а решения принимать не могут», - считает депутат.

Где учат на чиновников?

В Барнауле подготовкой будущих управленцев занимаются в Алтайском госуниверситете, в политехе, а также в Алтайском филиале Президентской академии. В вузах признают, что направление традиционно считается одним из самых востребованных среди абитуриентов.

К примеру, в 2015 году почти 40% абитуриентов Президентской академии подали заявления именно на направление государственное и муниципальное управление (ГМУ).

«Привлекает само слово - управление. Управлять всегда заманчиво. Когда я вела пары у первокурсников, то всегда им задавала вопрос: «Почему вас привлекает эта специальность?». На моей практике, в опроснике только один студент написал: «Иное». А остальные все пишут: хочу управлять людьми. И вот следующие четыре года мы стараемся до студентов донести, что госслужба - это не управление людьми, а служение обществу, государству», - рассказала заведующая кафедрой государственного и муниципального управления Наталья Ломова .

Основными на направлении ГМУ, кроме базовых экономических и юридических дисциплин, являются предметы, связанные с административным управлением, делопроизводством.

По словам Натальи Ломовой, более 65% их выпускников устраиваются по специальности.

«В основном выпускники идут на муниципальную службу. Все-таки чтобы попасть на госслужбу, нужно в муниципалитетах «обкататься», научиться работать. Но я бы не сказала, что найти работу по специальности нашим выпускникам сложно. Некоторых приглашают постажироваться уже после учебной практики», - рассказала завкафедрой.

Эксперты отмечают, что чиновникам не обязательно иметь профильное «управленческое» образование. По словам Игоря Гниденко, лучше, чтобы у чиновника было не одно образование. Наличие второго диплома и постоянное повышение квалификации, по его мнению, способствует успешному продвижению по службе.

Прием кандидатов на гражданскую службу проводится по итогам конкурса. «Лично я, принимая участие в заседании конкурсной комиссии, обращаю внимание на профессионализм, компетентность, активную жизненную позицию кандидатов», - рассказал Игорь Гниденко.

Владилен Волков, руководитель аппарата Общественной палаты края

Поступая на государственную или муниципальную службу, нужно быть готовым к большой ответственности и работе с людьми. Важно, чтобы люди хотели не управлять, а решать те проблемы, которые заложены в его профессиональные обязанности.

Стелла Штань, депутат АКЗС

Я сама долгое время проработала чиновником и очень этим горжусь. Госслужащий должен уметь брать на себя ответственность. Я всегда критиковала тех муниципальных служащих, которые пытались затянуть какие-то вопросы, а потом их на кого-нибудь свалить. Считаю, что чиновник должен искать варианты решения, а не торопиться сказать: «Не положено».