Василий Иванович Суриков Русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Презентация "В.Суриков





































1 из 36

Презентация на тему: СУРИКОВ Василий Иванович

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

"Вид памятника Петру I на Сенатской площади" (1870) -первая самостоятельная картина Сурикова. С нею он дебютировал на академической выставке

№ слайда 5

Описание слайда:

В 1874г. Суриков получил денежную премию за эскиз "Пир Валтасара".

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Художник много путешествовал по России, ездил в Сибирь, на Волгу, в Крым. Посетил Германию, Францию, Италию, Австрию, Швейцарию, Испанию. С 1881 по 1907 Суриков В.И.- член Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ). Действительный член Академии художеств (с 1893), с 1895 – академик. Почетный член Московского общества любителей художеств (с 1903).Суриков В.И. Автопортрет. 1913

№ слайда 8

Описание слайда:

Уже в ранние академические годы молодой художник проявил незаурядные способности в композиционном построении и колорите. Но собственный стиль обрел лишь в Москве. "Я как в Москву приехал, прямо спасен был [...]", – рассказывал художник. В Москве он попал в центр русской народной жизни, нашел свой путь.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887; обе - Третьяковская галерея). Обе композиции - об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола - тоже «читаются» как визуальные романы. Тесный, как тюремная камера, интерьер избы в первой картине, ее пластическая статика, и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, - суровой и красочной - разноречивости. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове...» воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца).«Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». смысл.

№ слайда 11

Описание слайда:

Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив, изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895; «Переход Суворова через Альпы», 1899; «Степан Разин», 1903-07, все - Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон).В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций, имеющих и вполне самоценный эстетический смысл.

№ слайда 12

Описание слайда:

Его картина "Утро стрелецкой казни" (1881), показанная на 9-й выставке передвижников, проникнута духом "древней русской красоты и живым ощущением истории". Содержание полотна отражает заблуждения народа, его героическую самоотверженность и страдания.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Картина В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской православной церкви в середине XVII столетия. Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, урожденная Соковнина. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего благочестия и активной противницей нововведений. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году.

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

№ слайда 18

Описание слайда:

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

№ слайда 22

Описание слайда:

№ слайда 23

Описание слайда:

№ слайда 24

Описание слайда:

№ слайда 25

Описание слайда:

Художественный музей имени Сурикова Основан в 1958 году как Краевая Художественная галерея. Три основных раздела - русское искусство 18-20 веков, современное искусство, народное и декоративно-прикладное искусство. Уникальная коллекция произведений Василия Сурикова, научная библиотека. Общий фонд - около 13 тысяч экспонатов.

№ слайда 26

Описание слайда:

№ слайда 27

Описание слайда:

Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Все - за исключением одной. В 1888 году потрясенный смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом", выразившее его тогдашнее состояние. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. "Академические" же его работы во многом отвечали программе тогдашнего академического образования. Они неизменно отмечались премиями. Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, называя три периода, последовательно захватывавшие его, -Древний Египет, Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". В качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", 1874, которая - при всем своем бросающемся в глаза академизме - уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.

№ слайда 28

Описание слайда:

Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества - великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Показанная на 9-й передвижной выставке, эта работа поставила художника вровень с теми, кто задавал тон в тогдашней русской живописи. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. У всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой выставке. Могучая картина!" - писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. Эти деньги, избавив живописца от забот о хлебе насущном, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении.

№ слайда 29

Описание слайда:

Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора, и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вот как сам художник рассказывал о том, что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, в избе крестьянской. Лето дождливое было. Изба тесная, потолок низкий. Дождь идет, и работать нельзя. Скучно. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. И вдруг... Меншиков... сразу все пришло - всю композицию целиком увидел. Только не знал еще, как княжну посажу". Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. У картины есть одна особенность, отличающая ее от других шедевров этого ряда, - в ней нет народа, толпы, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Но вряд ли перед нами полотно, исполненное в жанре "семейной драмы". Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", "героя и массы" и пр. - тем более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой", гениальным "пассионарием".

№ слайда 30

Описание слайда:

Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра - шедевра, поразившего современников. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: "Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Очи же твои молниеносны". Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, - в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме. Не изменяя своим правилам, Суриков населил историческое полотно живыми людьми, которых он встречал в Сибири и в Москве, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы. Боярыня Морозова - центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа - сочувствующие ей.

№ слайда 31

Описание слайда:

Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В Сибири традиционно жило немало раскольников. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", - рассказывал Суриков М. Волошину). Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков", опубликованная в 1872 году. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение. "Как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось", - признавался он. Но художник все-таки нашел его. Снова цитируем "Материалы для биографии Сурикова" М. Волошина: "Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них там молитвенный дом был. И вот приехала к ним начетница с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила". Это-то лицо и решил повторить наш художник.

№ слайда 32

Описание слайда:

Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", - признавался Суриков М. Волошину. Работа изображает старинную сибирскую игру, очень популярную в казачьей среде, - в нее играли в "прощеное воскресенье", последний день масленицы. Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, - вспоминал он, - как "городок" брали. Городок снежный. И конь черный прямо на меня... Я его потом в картину вставил. Я много "снежных городков" видел. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лошадей хворостинами - чей конь первый сквозь снег прорвется". По своему обыкновению, многие детали Суриков писал с натуры - друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки.

№ слайда 33

Описание слайда:

Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго - целых четыре года. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых - по праву рождения - всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума. Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории, ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом.

№ слайда 34

Описание слайда:

Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом - он был создан по мотивам известной народной песни. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности"; от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Я. Минченков, обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, где она была показана, так описывает - видимо, со слов автора - ее содержание: «Плывет с набега вольная дружина. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Песни и разгул. Один Степан Тимофеевич далек от веселья; задумался думой, как сделать вольным русский народ. Едва скользит по Волге лодка, под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". Фотография 1906 г.

№ слайда 35

Описание слайда:

Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности.Тема картины - трагическая судьба русских царевен. Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь; соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Оставался один путь - в монастырь. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. В сущности, в этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, критически относившегося к монастырскому миру. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все".

№ слайда 36

Описание слайда:

Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году - в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна. "Льды, брат, страшной высоты. Эхо бесконечное", - сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, совершенно необычном для батальных произведений. Сама сцена построена так, что создается впечатление, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. "Главное у меня в картине - движение, - объяснял свою работу Суриков, - храбрость беззаветная". Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца". "Подвиг" в этой фразе - ключевое слово.


1-4кадр
Будущий великий русский художник родился в городе Красноярске 12(24) января 1848 года в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова в прошлом казака «большого полка», как именовались потомки сподвижников Ермака, они сражались с полчищами Кучума, а потом осели на новых землях на постоянное жительство. Предков Сурикова считают одними из основателей города.. Мать, Прасковья Федоровна, урожденная Торгошина, также принадлежала к старинному казачьему роду. Имена Суриковых и Торгошиных (предков художника со стороны матери) упоминаются в списках бунтовщиков, выступивших против сибирского воеводы Дурново в конце XVII века. В честь деда Сурикова, казачьего атамана, один из островов на Енисее назван Атаманским.
Уже самые ранние впечатления от окружающей природы и близких людей активно формировали самобытный сильный суриковский характер. Не осталась для него бесследной художественная одаренность родителей. Отец его, страстный любитель музыки, великолепно играл на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска; мать, прекрасная вышивальщица, обладала врожденным художественным вкусом В 1856 году Василия Сурикова определили в красноярское приходское училище, а год спустя он был переведен в первый класс уездного училища, где и состоялась встреча, во многом определившая его дальнейший жизненный путь. Учителем рисования в уездном училище был Николай Васильевич Гребнев, получивший художественное образование в Московском училище живописи и ваяния.
Годы его юности легкими, однако, никак не назовешь. После смерти отца (1859) семья Суриковых оказалась в трудном материальном положении, матери будущего художника пришлось сдать верхний этаж дома жильцам, а самой искать заработка. Человек разнообразно одаренный, она многое умела: плела кружева, вышивала гладью, бисером и паpyсом. Мать, сестры и младший брат Сурикова Александр дружно делили между собой выпавшие на их долю тяготы. Кроме того, их объединяла любовь к музыке и пению, еще в юности Василий Суриков научился играть на гитаре и пронес любовь к этому инструменту через всю свою жизнь.

Три человека решили судьбу Василия Ивановича: учитель рисования Н. В. Гребнев, он первым заметил одарённость подростка; губернатор П. Н. Замятин, не сумевший согнать со своих бумаг нарисованную Васей муху, и золотопромышленник П. И. Кузнецов, давший немалую сумму денег на учёбу в "Академии художеств".
5 Кадр
В 1870 году им была исполнена первая значительная живописная работа - картина «Памятник Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге»
6 Кадр
К двухсотлетию со дня рождения Петра Великого Суриков создал цикл рисунков для показа на Политехнической выставке 1872 года по заказу М. Сидорова, красноярского купца первой гильдии, известного исследователя русского Севера, предложившего своего рода тематическое задание, цель которого состояла в том, чтобы напомнить потомкам об истинно прогрессивном смысле петровских преобразований. Из двух дошедших до нас графических листов следует выделить рисунок «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Петр I как лоцман провел от о.Котлин до дома генерал-губернатора» (Государственный литературный музей) и «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург» (ГРМ).
7 Кадр
Учился Суриков с увлечением, получал награды как за рисунок с натуры, так и за живописные композиции. В то время его интересовали темы из древней истории: античность, Египет, Рим, первые века христианства. В 1874 году Суриков написал эскиз Пир Валтасара - яркую, смелую, выразительную, совсем не ученическую работу. Пир Валтасара и статья о нем были помещены в журнале Всемирная иллюстрация.
8 Кадр
На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста.» В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Суриков расширил тему, включив в композицию толпу - римских воинов и горожан, напряженно слушающих вдохновенную речь Павла. Картина вышла живой и выразительной. Правда, большой золотой медали, гарантирующей заграничную стажировку, Суриков по окончании Академии не получил, что вызвало возмущение его мастера П. Чистякова, уже тогда прозревавшего великую будущность своего воспитанника.

9 Кадр

Когда же через полгода Сурикову все-таки предложили поехать за границу, он отказался от этого, приняв заказ по росписи храма Христа Спасителя в Москве. Эта работа давала художнику материальную независимостьВообще, человек твердого характера и несгибаемой воли, Суриков умел отказывать. Забегая вперед, скажем, что он трижды (в 1893, 1901 и 1907 годах) отказывался от преподавания в Академии художеств и московском Училище живописи, зодчества и ваяния - творческая свобода была художнику милее

К написанию картин подходил серьёзно. Начинал Суриков с изучения исторических материалов и этюдов с натуры Одновременно Суриков выбирал место действия и писал памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях. Такой подход лишал их налета музейности и превращал в живую архитектуру "того настоящего". Много и упорно работал Суриков над композиционным построением каждой фигуры, группы, меняя ракурсы и повороты. Суриков говорил, что композиция - это математика. До нас дошли далеко не все эскизы к его картинам, но и того, что осталось достаточно, чтобы представить всю огромную подготовительную работу к каждому произведению. Так, к Боярыне Морозовой сохранилось тридцать пять эскизов, одиннадцать - к Покорению Ермаком Сибири, десять - к Степану Разину.
10 Кадр

Свой славный творческий путь Василий Иванович начал картиной "Утро стрелецкой казни". Кто такие "стрельцы"? Это царская армия, созданная Иваном Грозным для несения пограничной, гарнизонной службы и подавления внутренних мятежей. Жилось им несладко: жалование 5 рублей в год, и то не доплачивали целых 32 года, взятки и побои начальства - всё это вызывало недовольство, они восставали неоднократно, но не против царя - батюшки, а только с требованием наказать злодеев - начальников.На картине - финал последнего восстания стрельцов в 1698 году. Молодой царь Пётр I был за границей, а царевна Софья, рвавшаяся к власти, наобещала стрельцам хорошей жизни, а потом предала их. Началась жестокая расправа: били плетьми, вешали, рубили головы. Жанр исторической живописи в XIX веке был очень популярен. Как правило, картины на исторические темы, выстраивались по всем канонам классического искусства: красиво и гладко выписанные, они чем-то напоминали театрализованные постановки на исторические темы. С картиной Сурикова было иначе: подлинный XVII век, грозный и беспощадный, смотрел на зрителей с полотна. Художнику удалось достичь такой потрясающей силы выразительности, что не оставалось сомнений: "сам это видел".
Справа на картине, рядом с виселицами, разгневанный Пётр. Слева телеги со стрельцами, их видно сразу по белым рубахам смертников и свечам в руках. Это сильные, красивые, мужественные люди, не сломленные пытками, верящие в правоту своего дела. Особенно выделяется стрелец в красной шапке. Его горящий взгляд перекрещивается со взглядом царя, он ещё полон азартом борьбы, несмотря на связанные руки и колодки на ногах.
Наступила скорбная минута прощания с родными: онемела от горя старушка - мать, плачут от страха дети, рыдает молодая жена: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Все в один голос высказали готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она - наша гордость на этой выставке... Могучая картина!» - так писал И. Е. Репин П. М. Третьякову, задумавшему приобрести это произведение,
Сурикова часто упрекали за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни. Действительно, стрельцы, их жены, дети, матери, народ в картине, сочувствующий осужденным, написаны с большей выразительностью, чем царь Петр. Но ведь Петр I - это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Рыжебородый стрелец с ястребиным профилем был написан с могильщика Ваганьковского кладбища Кузьмы, которого нашел Репин. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди С.В. Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане - со своей дочери Ольги. Когда Василий Иванович уже заканчивал работу над Стрельцами, к нему приехал Репин, посмотрел картину и предложил написать хотя бы одного казненного. "Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. А тут как раз нянька в комнату вошла, - как увидела, так без чувств и грохнулась.
Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: "Что вы, картину всю испортить хотите?" - "Да чтобы я, говорю, так душу свою продал!"

11 Кадр

К 1881 году, когда картина Утро стрелецкой казни предстала перед публикой, Суриков был молод, полон творческих планов, счастливо женат и имел двух дочерей: Ольгу и Елену. Его жена Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову. Познакомились они еще в Петербурге. И Суриков, и Елизавета Августовна очень любили органную музыку и часто по воскресеньям приходили в костел Святой Екатерины на Невском проспекте слушать хоралы Баха, исполнявшиеся во время мессы. Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в Петербурге, встречался с Елизаветой Августовной, был представлен ее отцу Августу Шаре, который держал небольшое предприятие по торговле бумагой. Суриков мечтал поскорее закончить работу в храме Христа Спасителя, которая не захватила его, стать материально независимым и жениться. Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков. Суриков ничего не сообщил родным в Красноярск: он боялся реакции матери на известие, что женится на француженке.
После свадьбы молодые поселились в Москве. Суриков с головой ушел в работу над Утром стрелецкой казни. Он был наконец свободен от материальных забот, от бытовых хлопот его освободила жена, впрочем, в быту он всегда был крайне аскетичен и прост.

12 Кадр

Давно замечено, что первые три картины В. И. Сурикова своеобразно связаны между собой сюжетами, как звеньями одной цепи. По хронологии изображаемых в них событий первой должна была бы стать «Боярыня Морозова» (середина XVII века) и лишь затем «Утро стрелецкой казни» - исторический петровский поворот; картина «Меншиков в Березове» является ее завершающим звеном, ведь опалой и ссылкой Меншикова, по сути, заканчивалась эпоха Петра. Как известно, все три великие замысла возникли у Сурикова почти одновременно, а их общий исток лежал в его теперь уже далекой красноярской юности. Уже в 1881 году, едва завершив работу над «Стрельцами», он создал первый эскиз картины «Боярыня Морозова», исполнение которой Суриков, хорошо осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, а для того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал».
А «началась» картина «Меншиков в Березове», как всегда, с суриковского «озарения». «В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню - в Перерву. В избушке нищенской. И жена с детьми... В избушке тесно было. И выйти нельзя - дожди... Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. И поехал я это раз в Москву за холстами. Иду по Красной площади. И вдруг... - Меншиков! Сразу всю картину увидел. Весь узел композиции. Я и о покупках забыл. Сейчас кинулся назад в Перерву». Эскизов было исполнено три - один графический и два маслом,. Исследователи творчества художника (в первую очередь В. С. Кеменов) справедливо считают, что в него Суриков вложил особенно много личного. Старшую дочь Меншикова, Марию, Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны, для сына Меншикова позировал сын знакомых - Шмаровиных.
Суриков долго искал натурщика для центрального образа картины, Меншикова, и вдруг, уже после переезда в Москву, столкнулся на улице с человеком, при взгляде на которого сомнений не оставалось - перед ним сам светлейший князь. Неизвестный, оказавшийся брюзгливым и чудаковатым отставным учителем математики, долго не соглашался позировать, и художнику пришлось пойти на разные ухищрения, вплоть до подкупа прислуги. Наконец долгожданный этюд был получен.
Не сразу и не всеми Меншиков в Березове был оценен по достоинству, но Павел Третьяков первым увидел и "шекспировскую трагичность" картины, и ее необычайное колористическое совершенство. Он приобрел Меншикова за пять тысяч рублей, что дало возможность семейству Суриковых совершить долгожданную заграничную поездку.

13 Кадр

Суриковы ехали через Берлин, Дрезден, Кёльн, останавливаясь в каждом из этих городов для осмотра картинных галерей. В Париже художник с семьей задержался надолго. Кроме сокровищ Лувра, Сурикова интересовало современное французское искусство. Есть свидетельство Натальи Поленовой, что уже в свой первый приезд в Париж Суриков видел и оценил картины импрессионистов: "Пришел Суриков, уже две недели живущий тут без всякого знакомства... Первый раз ему пришлось вчера вылить свою душу человеку, вполне ему сочувствующему... Все твердит, что для него графин Manet выше всякой идеи". Интерес к современному французскому искусству не мог затмить искреннего восхищения Суриковым картинами великих итальянских и испанских мастеров: Тициана, Веронезе, Веласкеса. Он писал Чистякову: "Видевши теперь массу картин, я пришел к тому заключению, что только колорит вечное, неизменяемое наслаждение может доставлять, если он непосредственно, горячо передан с природы. В этой тайне меня особенно убеждают старые итальянские и испанские мастера..."
Из Франции Суриковы отправились в Италию. Они посетили Милан, Флоренцию, Неаполь, Рим, Венецию, Помпею. Всюду художник часами пропадал в музеях. И в поездке Суриков много работал. Его итальянские акварели удивительно красивы. Художник избегал резкого солнечного света, открытых цветов, предпочитая рассеянное освещение, серебристый "холодок". Вместе с тем особое внимание уделено влиянию световоздушной среды на цвет и форму предметов.
Сравнительно недолгая (всего около семи месяцев) поездка была весьма напряженной. Уже в мае 1884 года Суриковы возвратились в Москву. Главный же результат его первой поездки в Европу состоял в том, что он еще тверже, чем прежде, укрепился в своем стремлении работать над сюжетами из русской истории. Дома его ждала «Боярыня Морозова».
14 Кадр

Следующая картина Сурикова "Боярыня Морозова" переносит нас в эпоху раскола русской церкви - шестидесятые годы XVII века. Патриарх Никон, человек властный, высокомерный и жестокий решил реформировать церковь: многое изменить в церковных книгах, обрядах, поклонах, двоеперстие заменить троеперстием. Его деятельность вызвала ненависть и активный протест многих верующих. Их стали называть раскольниками или староверами.
Защищая старую веру, раскольники были глубоко убеждены, что они защищают общенародные святыни. Ведь старая вера помогла Руси избавиться от татарского ига, от немецких псов - рыцарей и польской шляхты. Это придавало им силу, мужество и бесстрашие в борьбе с реформами Никона. Начались жестокие гонения: староверы были преданы анафеме - церковному проклятию, многих пытали, казнили, протопоп Аввакум, возглавлявший это движение, был сожжён на костре.
Его ближайшей сподвижницей была Федосья Прокопьевна Морозова - главная героиня картины Сурикова "Боярыня Морозова".

Художник не соблазнился изобразить какой-нибудь жестокий эпизод её жизни, например, пытку. Он избрал такой момент, который ставил Морозову лицом к лицу с народом. Народ - всегда главный герой в его полотнах. Композиция картины была навеяна воспоминаниями об одной из улиц в Красноярске, по которой часто возили приговоренных на эшафот. А живописную тему "подсказала" Сурикову увиденная как-то ворона с отставленным, скорее всего, перебитым крылом, сидящая на снегу. Художника поразил контраст сизо-черного, геометрически правильного пятна со сверкающим и переливающимся всеми оттенками розоватого, голубоватого и фиолетового снега.
Картина огромна по размерам и прекрасна по колориту, она напоминает издали дорогой разноцветный ковёр: бархат, парча, вышивки шёлком и серебром на нарядах барышень: И резкое, чёрное, трагическое пятно в центре картины, оно делит толпу надвое.
Морозову везут по Москве "на позорище", закованную в цепи в мрачной монашеской одежде. Её правая рука с двуперстным знамением - это знамя раскола, символ истинной веры. Измученное лицо озарено горящим взглядом не сломленного пыткой человека.
Картина словно разделена на 2 части. Справа от саней, там, куда смотрит боярыня - церковь и стоят те, кто вышел из неё: странник, нищая, юродивый, монашка, набожные боярышни со своей "мамкой" - для них вера в жизни очень важна. На лицах женщин жалость, сострадание, сочувствие, нищая старушка на коленях, юродивый с двуперстием, он один не боится выразить единодушие с крамольной боярыней, о которой представители её сословия говорили, что она для них страшнее Стеньки Разина.
Слева от саней - люди, равнодушные, а иногда и враждебные Морозовой.
Особенно попик с ехидной ухмылкой беззубого рта и подвыпивший купчик.
На картине много детей. Желая подчеркнуть трагичность момента Суриков показывает улыбку непонимания на круглом розовощёком лице мальчика, стоящего возле саней, недоумение, растерянность или просто детское любопытство остальных.
Морозову уморили голодом в земляной яме, запретив охранявшему её часовому даже разговаривать с преступницей.
Содержание картины гораздо глубже, чем изображение эпизода из жизни этой необыкновенной женщины. Суриков глубоко раскрыл в ней исторический смысл раскола в народной жизни, показал его как протест против насилия, жестокости, нетерпимости представителей власти.
15 Кадр

Самую большую трудность для художника представляло лицо главной героини. Он часто посещал старообрядческое Преображенское кладбище, искал подходящие женские лица. Было найдено много интересных образов, но вот самой Морозовой не было. "Как я ни бился, - рассказывал сам художник, - а лицо это мне не удавалось. Толпа вышла выразительною и яркою, - я это чувствовал... Мне нужно было, чтобы это лицо доминировало над толпою, чтобы оно было сильнее ее и ярче по своему выражению, а этого-то передать и не удавалось".
Снова и снова искал художник. И, наконец, как и в случае с Меншиковым, - неожиданная удача. Сурикову помогли знакомые московские старообрядцы. Лицо Морозовой было найдено, и, как вставил художник его в картину, "оно всех победило". "Боярыня Морозова" - высшее достижение Сурикова-колориста. Самое светлое пятно в картине - иссиня-бледное лицо боярыни, самый темный фрагмент - ее одежда

16 Кадр

Существовало множество эскизов картины, каждый по - своему хорош.
17 Кадр

Едущие, именно "едущие", сани, чего так долго добивался художник, в сочетании с изображенной со спины идущей рядом с санями сестрой Морозовой, княгиней Урусовой, и бегущим мальчиком в полушубке с болтающимся рукавом, придают динамизм всей композиции.
Суриков тщательно прорисовывал снег. По следам от саней и углублениям в снегу от ног бегущего мальчика, видно, что снег подтаял и отдаёт великолепным сочетанием красок, он словно живой.
18 Кадр

Каждый герой рисовался по - несколько раз и у каждого был свой прототип. Юродивого он писал с продавца огурцов, заставив его позировать прямо в снегу, смазав ему ноги водкой.
Все портреты он прикреплял к холсту и смотрел «приживаются» ли они на картине. В наше время реставраторы нашли на полотне много дырочек от иголок, которыми он её крепил.
19 Кадр
У картины есть несколько интересных эффектов. Например, «Эффект оборотня». Сначала кажется, что мальчик у церкви грозит боярыне кулаком, на самом деле, он держится за окно и очень напуган.
20 Кадр
Интересно, что если зеркально повернуть картину, покажется, что сани едут быстрее.

21Кадр
Интересны контрасты в фигуре Морозовой. Бархат шубы пересекает железная цепь с оковами. А позолоченную вышивку сарафана – простая верёвка.
22 Кадр
Первоначально одежда сестры Морозовой была простой и неброской, потом для контраста художник изменил её образ. Картина была выставлена на XV передвижной выставке в 1887 году и вызвала живейший восторг всех присутствовавших на открытии. Рассказывал сам Суриков: "Помню, на выставке был. Мне говорят: "Стасов вас ищет". И бросился это он меня обнимать при всей публике... Прямо скандал. "Что вы, говорит, сделали?" Плачет ведь - со слезами на глазах".
23 Кадр

Третьяков купил Боярыню Морозову за пятнадцать тысяч рублей, и Суриков смог наконец-то осуществить свою заветную мечту - поехать на родину в Красноярск со всей семьей. Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на родину оказалась роковой для его жены. Тяжелая и неудобная дорога на перекладных и на пароходе подкосила и без того хрупкое здоровье Елизаветы Августовны, страдавшей пороком сердца. Сказалось и то, что отношения между матерью художника и его женой не сложились Елизавета Августовна тяжело заболела. Ее лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно.Известна история, как Суриков спустил с лестницы ЛН.Толстого за то, что тот приходил к его жене побеседовать о смерти. Восьмого апреля 1888 года ее не стало. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом. Он писал брату Александру: "Вот, Саша, жизнь моя надломлена; что будет дальше, и представить не могу". В это время он сблизился с Михаилом Нестеровым, который тоже пережил смерть горячо любимой жены. Нестеров вспоминал: "... в годы наших бед, наших тяжких потерь, повторяю, душевная близость с Суриковым была подлинная, может быть, необходимая для обоих..."

24 Кадр

В это тяжелое время Василий Иванович нашел утешение в религии, постоянно перечитывал Библию. Итогом мучительных размышлений Сурикова о жизни, о душе, о смерти явилась картина Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, которую художник писал для себя и не собирался выставлять. Лицо слепого на картине напоминало лицо самого Сурикова.

25 Кадр

Летом 1888 года к Сурикову приехал брат Александр. Он уговорил Василия Ивановича на время переехать с детьми в Красноярск, чтобы оправиться после тяжелой утраты. И вот летом 1888 года семья Суриковых отправилась в Сибирь. В Красноярске девочек определили в гимназию, и основная забота Василия Ивановича о детях отпала.
26 Кадр
Чтобы развлечь брата, Александр предложил ему написать картину на тему старинной масленичной казачьей забавы Взятие снежного городка. Василия Ивановича идея увлекла: он с удовольствием собирал материалы, искал лица для толпы на картине. Была даже построена специальная крепость изо льда и снега с башнями и зубцами, нашелся и казак, который взял ее. Работалось Сурикову легко, как никогда раньше, и картина вышла радостная, задорная. "Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи Теперь же друзья Василия Ивановича специально для него инсценировали ее в селении Лодейки. Суриков с большим азартом следил за тем, как один за другим молодые всадники пытались, преодолевая людской заслон, «взять» крепость - красивую постройку чуть ли не в рост человека из плотного снега - стену с зубцами и ледяными пушками. В картине показана не драма, но веселая народная забава, молодые наездники, красавицы-сибирячки в ярких праздничных нарядах. . Эта игра состоит в том, что через стену снежной крепости, плотно и красиво сложенной, с зубцами и ледяными пушками, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая, чуть не в рост человека, стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Сам Суриков, в беседе с Сергеем Глаголем, так рассказывал о своей картине: "В Снежном городке я написал то, что я сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски ее зимы, удаль казачьей молодежи".
Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника - Доможилова; с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, - красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица).В санях так же видна фигура брата. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина (1891, Русский музей). И изображена здесь не драма, а веселая народная игра, разудалая молодежь, девушки румяные, кровь с молоком. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Узор ковра, горящий своими цветами на солнце, вместе с изукрашенной зеленой дугой составляет основное красочное пятно картины. Черно-коричневый фон ковра, поднимая звучание цвета, резко отделяется от нежных оттенков снега и неба. Зимняя гамма, торжественно-приподнятая в Морозовой, в Городке звучит жизнерадостным перезвоном.
В картине "Взятие снежного городка" зародилась новая суриковская тема - тема широкой казацкой натуры, тема героизма и силы, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин.
27 Кадр

С этой порой связан и портрет своей доброй знакомой Е. А. Рачкаловой "Сибирская красавица", чьи потомки живут и сейчас в нашем городе, давшем миру одного из самых прославленных исторических живописцев.
28-29 Кадр

Зимой 1891 года картина «Взятие снежного городка» была показана на очередной выставке ТПХВ. А В. Суриков уже трудился над следующим полотном - картиной «Покорение Сибири Ермаком» (1895), которая, как всегда, потребовала от него огромных усилий - поисков композиции, живописного решения, собирания этюдного материала. Было создано много эскизов.В 1891-1892 годах художник вновь побывал на родине.
Изображая Ермака и его соратников, Суриков писал отнюдь не «историческую баталию», но, как всегда, «остановив» драму на предельно высокой точке ее напряжения, он показал казаков, сплоченных вокруг своего предводителя, спокойно делающими свое воинское дело, покоряющими Сибирь совсем не ради захвата новых земель, но для того чтобы обезопасить с востока границы русского государства. Прижатые к подножию высокого берега Иртыша, туземные воины - татары, остяки - яростно сопротивляются наступлению сплоченной казачьей массы. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. И вновь гениальным чутьем «угадал» художник самую суть событий далекой старины. Однажды, когда В.И. Суриков уже заканчивал Покорение Сибири, к нему в гости пришел издатель Петр Кончаловский с сыном Петром, который увлеченно занимался живописью. Кончаловские были в восторге от картины. Их поразили сплоченность и бесстрашие небольшого отряда Ермака, образ самого народного героя, чья "воля - непреклонная воля, воля не момента, а неизбежности", огромное татарское войско, "человеческий муравейник", точно и выразительно написанный Суриковым.
Покорение Сибири Ермаком было закончено в 1895 году. Картина, написанная в единой, очень красивой и благородной колористической гамме, прекрасно передающей атмосферу сумрачного осеннего дня, влажный воздух над Иртышом, была представлена на XXIII передвижной выставке в Петербурге. Выставку посетил сам император Николай II с Александрой Федоровной, который и приобрел картину за сорок тысяч рублей. В это время праздновалось 300-летие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, так что Суриков случайно "попал в точку", оказавшись в неловкой для него роли официального живописца. В том же 1895 году Совет Академии присудил ему звание академика.
В самый разгар торжественных поздравлений и официальных обедов из Красноярска пришло страшное известие о смерти Прасковьи Федоровны Суриковой. Василий Иванович писал в письме брату в Красноярск: "Получил вчера твое скорбное письмо. Чего говорить, я хожу как в тумане. Слезы глаза застилают... Нет ее, нашей мамочки... Я заберусь в угол, да и вою. Ничего, брат, мне не нужно теперь. Ко всему как-то равнодушен стал". Но горе не сломило Сурикова, как то случилось после смерти жены. Он советовал Александру: "Одно, Саша, не давай волю отчаянию. Это и грешно (по нашей христианской вере), да и не поможет. Это я по прежнему своему горю сужу".

30-32 Кадр

Через некоторое время Суриков с дочерьми приехали в большую и дружную семью Кончаловских, живших, в отличие от Суриковых, открытым домом, где всегда было много талантливых и интересных людей, много молодежи. Ольга Сурикова уже тогда выделила Петра среди трех братьев Кончаловских.
Но никто не мог предвидеть, что через несколько лет Петр войдет в семью Суриковых, станет мужем Ольги и близким человеком для самого Василия Ивановича. Кроме того дочь в браке с Петром подарит ему замечательных внуков.

33 Кадр

Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: "Я задумал новую картину писать. Тебе скажу под строжайшим секретом: Переход Суворова через Альпы. Должно выйти что-нибудь и интересное".
Собираясь с духом перед тем, как приступить к новой большой картине, Суриков исполнил иллюстрации к четырехтомному изданию Царская и императорская охота на Руси, в котором участвовали также многие известные художники: Рябушкин, Серов, Васнецов. Суриков долго работал над композицией Суворова. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. Верный своему принципу всегда работать с натуры, Василий Иванович с дочерьми выехал на этюды в Швейцарию. Он писал Александру: "Льды, брат, страшной высоты. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась. Эхо бесконечное".
В Москве, под влиянием швейцарских впечатлений Суриков снова и снова работал над композицией, в результате чего картина приобрела вертикальный формат. Художник срезал верх и низ полотна, отчего создается впечатление, что гора уходит бесконечно высоко вверх, а ее склон низвергается в бездонную пропасть. Такую гору должна преодолеть армия Суворова. По замыслу художника войско обрушивается прямо на зрителя, скатываясь с отвесной ледяной горы. "Я очень много думал над этой картиной. Мне хотелось создать образ Суворова как легендарного русского полководца, не знавшего поражений. Его солдаты знали только одно слово: "вперед". Это полководец, о котором и песню сложили, и сказку сказали. Говорите, штыки по уставу не сомкнуты; так ведь все походы Суворова были не по уставу", - так отвечал Суриков всем, кто указывал на недочеты картины: лошадь Суворова перед пропастью горячится, хотя должна идти тихо, штыки у летящих в пропасть солдат не примкнуты, хотя это подвергает опасности жизнь тех, кто следует за ними.
Переход Суворова через Альпы менее совершенен по живописи, чем предыдущие произведения Сурикова. Общий тон слишком глуховат, в картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, какое было присуще Боярыне Морозовой и Взятию снежного городка.
Картина была выставлена на XXVII передвижной выставке в Петербурге в 1899 году и снова, как и Покорение Сибири, случайно попала к официальной дате - столетию альпийского похода Суворова. Картину приобрел император за двадцать пять тысяч рублей, что позволило Сурикову в 1899 году свозить дочерей на Кавказ, а в следующем, 1900 году, - в Италию.

34 Кадр

Вскоре Василий Иванович вернулся к одному из старых своих замыслов - к образу Степана Разина, о котором впервые задумался еще в 1887 году и даже исполнил красочный эскиз на широко известный сюжет - Стенька Разин и персидская княжна, от которого впоследствии полностью отказался. Первый эскиз на эту тему Суриков написал еще в 1887 году, возвращаясь с семьей из Красноярска в Москву по Волге. Тогда он временно отложил эту работу, а теперь, через тринадцать лет, по-новому увидел будущую картину.
Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, Суриков примерял на себе одежду, о чем свидетельствует фотография, на которой он предстает в облике Степана Разина. В 1901 году Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он ответил: "Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу.., считаю для себя, как художника, свободу выше всего".
Весной того же года Сурикову пожалован орден Святого Владимира IV степени за картины Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы, а вскоре он получил от французского правительства извещение о том, что Люксембургский музей в Париже просит художника продать картину на историческую тему. "...Наконец-то помаленьку узнают, что я такое", - с гордостью писал он в Красноярск брату.
Летом 1901 года Василий Иванович впервые выехал на этюды без дочерей. Он писал им из Астрахани: "Это какая-то Венеция или Неаполь. Шумная жизнь на пристанях. Сегодня нарисовал лодку и наметил на другом рисунке гребцов (шесть весел). Думаю, завтра или послезавтра кончить этюд красками... Надеюсь привезти для начала работы кое-какие материалы".
Из поездки по Волге Суриков привез много этюдов и принялся за работу.
В картине, писанной с 1900 по 1908 год, сюжет разработан проще, тише, без буйства. Одна большая ладья, точно крыльями, поднятыми веслами рассекает волны и воздух. Над «Разиным» Суриков работал долго и упорно - герой, столь ему близкий, не поддавался воплощению. Каждое лето с 1900 по 1907 год художник проводил то на Каме, то на Волге, то на Дону, то в Сибири в своем обычном искании натуры. В 1907 году картина была выставлена, но после того вновь переделывалась» (Я. Тепин). Немалую сложность для стареющего мастера представляла композиция картины. Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, Суриков примерял на себе одежду, о чем свидетельствует фотография, на которой он предстает в облике Степана Разина

Чтобы скачать презентацию перейдите по ссылке: Скачать презентацию

Полный текст материала Презентация "В.Суриков. Биография и картины" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ СУРИКОВ (1848-1916) подготовила Александрова Надежда Егоровна Автопортрет Картины Василия Ивановича Сурикова все мы знаем с детства. Когда звучит имя этого замечательного художника, перед нами оживают бессмертные страницы истории нашего народа, далекие события героического прошлого. Я ль в тебя посмею бросить камень? Осужу ль страстной и буйный пламень? В грязь лицом тебе ль не поклонюсь, След босой ноги благословляя, Ты - бездомная, гулящая, хмельная, Во Христе юродивая Русь! Максимилиан Волошин Василий Иванович Суриков родился 12 января 1848 года городе Красноярске в семье губернского регистратора. Он говорил: «Со всех сторон я природный казак» Его родители вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Отец любил музыку, хорошо играл на гитаре, мать была отличной вышивальщицей. Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она была незаурядным человеком сильная, смелая, проницательная. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах. Судьба вела Сурикова сквозь невозможные преграды семейную бедность и дикую провинцию, где само слово "художник" воспринималось как «худо». "Портрет губернатора Замятнина". Одна из первых работ Та же судьба распорядилась, чтобы эти рисунки дошли до красноярского губернатора Замятина и енисейского золотопромышленника Кузнецова. Первый послал суриковские опусы в петербургскую Академию художеств (1868 г). Второй отправил Василия Сурикова со своим рыбным обозом в Петербург, назначив ему стипендию на все время академического учения. Минусинская степь. Акварель В.И. Сурикова, 1873 Енисей у Красноярска Река Обь В декабре 1868 г., как в свое время М.В.Ломоносов, так и Суриков, выехал в столицу с рыбным обозом Кузнецова, буквально верхом на замороженном осетре. С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Во время учёбы Суриков за свои работы получил четыре серебряных медали и несколько денежных премий. Большое внимание уделял композиции, за что получил прозвище "Композитор". «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге» Написанная им первая большая картина “Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади” (1870 г) экспонировалась на академической выставке и привела в восторг Кузнецова, который и купил ее за большие в те годы деньги – 100 рублей. За время учебы Василий писал картины и рисунки, главным образом на библейские темы. В марте 1874 года Суриков получил первую премию за превосходный живописный эскиз композиции «Пир Валтасара». На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину "Апостол Павел объясняет догматы веры ". В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. Нерукотворный образ 1872 г. Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иородиаде Изгнание Христом торгующих их храма Искушение Христа Милосердный самаритянин Сурикову вместо заграничной поездки предложили большую работу в храме Христа Спасителя в Москве: написать первые четыре Вселенских собора. В 1877-1878 годах он пишет в этом грандиозном, великолепном, преступно разрушенном храме. В 1878 году Суриков женился на Елизавете Августовне Шаре, родственнице декабриста П. Свистунова. Десять счастливых лет провели они вместе; Е. Сурикова родила мужу двух дочерей; старшая, Ольга, впоследствии вышла замуж за известного «бубнововалетца» П. Кончаловского. Лиза родила ему двух дочек - Олю и Лену Портрет дочери Ольги с куклой. (1888) Спустя семь лет, закончив петербургскую Академию художеств, Василий Суриков вновь приедет в Москву, чтобы написать четыре Вселенских собора для храма Христа Спасителя. И останется в Москве навсегда. Здесь он будет творить свою историю. Здесь зажжет семь ярких свечей - семь своих исторических картин. 1881 На открывшейся 1 марта 9-й Передвижной выставке экспонирует картину "Утро стрелецкой казни". Картина куплена П.М.Третьяковым за 8 тыс. руб. «Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни». А. С. Пушкин В день открытия выставки - 1 марта 1881 года террористы-народовольцы под руководством Софьи Перовской, дворянки, дочки петербургского градоначальника, убивают российского императора Александра II. Софья Перовская Храм Воскресения Христова (Спаса на крови) в Петербурге построен на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен Александр II. На картине Сурикова - не казнь, но приготовление к казни. Это - "Утро перед стрелецкой казнью". Люди еще живы, но убит Василий Блаженный - купола собора отрублены верхней рамой. Суриков связал семь стрельцов с семью главами собора Василия Блаженного. Свеча является символом света, символом жизни. С этим связаны семь свечей собор Василия Блаженного, который тоже взмывает к небу и несет молитвы за души убиенных стрельцов. У меня в картине крови не изображено, и казнь еще не начиналась. А я ведь это все - и кровь, и казни в себе переживал. „Утро стрелецких казней": хорошо их кто-то назвал. Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь. Одна из центральных фигур картины - стрелец, который стоит на телеге, он прощается с миром. То есть, он в данном случае не может принять последнее прощение от священника, он прощается с миром. Для понимания трагедии важен единственный бездействующий, помещенный в центре полотна. Стрелец с автопортретными чертами художника. Суриков помещает себя среди гонимых и казнимых. Соотносясь с возвышающей крепостью последних минут человеческой жизни. Горение свечей на дневном снегу и белые смертные рубахи казнимых послужили первотолчком к нахождению изобразительной темы. Теплящаяся, догорающая. Задуваемая солдатом. Погасшая, еще дымящаяся и брошенная в грязь, оставшаяся памятью в родных женских руках – все эти свечи – образы последних, очищающих минут человеческой жизни. Рыжебородый стрелец как бы концентрирует на себе возмущение и непокорность всей массы, которые у других проявляются более сдержанно и скрыто. Он стоит на пороге смерти, но сила жизни неукротимо горит в нем и в эти последние минуты. Он не обращает внимания на свою плачущую жену, он весь поглощен молчаливым вызовом, который бросает царю Петру. «Напрасно в годы хаоса искать конца благого. Одним карать и каяться. Другим - кончать Голгофой» (Борис Пастернак). Казнящий царь отодвинут в сторону стрельцом с предсмертной свечой, убитой горем женщиной и даже неосмысленно кричащим ребенком Мы на переднем плане видим старуху, которая держит погасшую свечу. Ее сына увели, сына больше нет, жизнь окончена. Если соединить все свечи между собой, спроецировать их на поверхность картины, то мы получим изображение Большой медведицы. Это тоже было сделано Суриковым не случайно. Птицы ориентируются в своем полете по Полярной звезде и Большой медведице. И в традиционной русской культуре, в языческой культуре верования, обычаи, которые отчасти перешли в христианскую, душа человека после смерти отлетает в образе птицы. Суриков хотел показать на самых разных планах, что души стрельцов отлетают к небу. Тема произведения - падение в XVIII веке последнего яркого представителя Петровской эпохи. При жизни Петра I Меншиков занимал место самого близкого к царю человека. Он проявил военный талант и большие государственные способности, но в то же время был безмерно алчен и честолюбив. После смерти императора, при Екатерине I, Меншиков фактически правил страной. Он задумал окончательно укрепить своё положение, женив на своей старшей дочери наследника престола внука царя Петра II. Противная ему партия взяла верх, он был арестован, лишён всех чинов и имущества и сослан вместе с семьёй на крайний север Сибири, в городок Берёзов (жена умерла по пути в ссылку). «Счастья баловень безродный, полудержавный властелин…» А. С. Пушкин Меншиков в Берёзове (1883) Декабрь морозит в небе розовом, Нетопленный мрачнеет дом. А мы, как Меншиков в Березове, Читаем Библию и ждем. М. Кузмин Суриков показал, как перед Меншиковым сидят его несбывшиеся мечты, его планы. Вот они сидят перед ним. Потому что наши планы – это наши дети. Сына своего он хотел женить на принцессе Елизавете, или на великой княжне Наталье Алексеевне – такой у него был план; Мария должна была выйти замуж за Петра 2. И таким образом породниться напрямую с императорской фамилией. У Сурикова же именно в это время тяжело заболевает, постепенно угасая, жена. Свою жену он изобразил в образе опечаленной "царской невесты", сидящей рядом с отцом на полу, прижавшись ему под руку. В.И. Суриков «Боярыня Морозова». 1887. Темой картины Суриков избрал момент, когда одну из наиболее ярких и фанатичных защитниц старообрядчества, ближайшую сподвижницу протопопа Аввакума боярыню Федосью Морозову, состоявшую в родстве с самим царем, измученную, закованную в кандалы, увозят в ПафнутьевоБоровский монастырь, в земляной тюрьме которого она и окончила свои дни. Реформы патриарха Никона вызвали раскол Русской церкви и отчаянное сопротивление народа, увидевшего в происходящем посягательство на истинную веру. В. И. Суриков. Голова боярыни Морозовой. 1886 год. Этюд для картины «Боярыня Морозова». Третьяковская галерея. Старообрядческая икона с изображением Феодосии Морозовой. Изображая себя в образе странника, Суриков проходит вместе с ним общий покаянный путь, осознавая все его тяготы и препятствия. При этом странник и юродивый единственная опора Богородицы, т.е. России, русской духовности, совести народной, но и они из прошлого, будущее за подростками. Именно подростки выберут путь, по которому пойдет Россия, и тот, кто будет представлять их уже стоит в задумчивости с левой стороны Автопортрет Сурикова Странник. Боярыня Морозова (фрагмент) Линейно-композиционная связь между юродивым, странником и Богородицей Линейно-композиционная связь между странником и задумавшимся подростком Через год после "Морозовой" от давнего порока сердца и скоропостижной чахотки умирает жена Лиза. Третьяков купил Боярыню Морозову за пятнадцать тысяч рублей, и Суриков смог наконец-то осуществить свою заветную мечту поехать на родину в Красноярск со всей семьей. Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на родину оказалась роковой для его жены. Тяжелая и неудобная дорога на перекладных и на пароходе подкосила и без того хрупкое здоровье Елизаветы Августовны, страдавшей пороком сердца. Сказалось и то, что отношения между матерью художника и его женой не сложились Елизавета Августовна тяжело заболела. Ее лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно. Известна история, как Суриков спустил с лестницы Л.Н.Толстого за то, что тот приходил к его жене побеседовать о смерти. Восьмого апреля 1888 года ее не стало. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом. Исцеление слепорожденного Иисусом Христом В это тяжелое время Василий Иванович нашел утешение в религии, постоянно перечитывал Библию. Итогом мучительных размышлений Сурикова о жизни, о душе, о смерти явилась картина Исцеление слепорожденного Иисусом Христом, которую художник писал для себя и не собирался выставлять. Лицо слепого на картине напоминало лицо самого Сурикова. "Взятие снежного городка". Эта единственная радостная картина художника символизировала его возвращение к своим истокам. Фото В.И. Сурикова с дочерьми и братом, Александром 4 февраля умирает мать Сурикова. 17 февраля на 23-й Передвижной выставке экспонирует картину "Покорение Сибири Ермаком". Картина куплена императором Николаем II для Русского музея за 40 тыс. руб. В.И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком. 1895 год. «Переход Суворова через Альпы» 1899 г. Сурикову пожалован орден Святого Владимира IV степени за картины Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы. Незадолго до смерти Суриков так определит свое творчество: "Стрельцов", "Меншикова" и "Морозову" - не мог не написать; "Снежный городок" и "Ермака" смог написать; "Суворова" мог не писать; "Стеньку" так и не смог..." И это правда. Как, бывало, казацкая, дерзкая, На Царицын, Симбирск, на Хвалынь Гребенская, Донская да Терская Собиралась ватажить сарынь. Да на первом на струге, на "Соколе", С полюбовницей - пленной княжной, Разгулявшись, свистали да цокали, Да неслись по-над Волгой стрелой. «Степан Разин» (1907-1910) Хорошо на Руси я попраздновал: Погулял, и поел, и попил, И за всё, что творил неуказного, Лютой смертью своей заплатил. Максимилиан Волошин Фото В.И. Сурикова Автопортрет Сурикова Портрет Разина в костюме Разина Суриков писал дочерям из Астрахани, куда выезжал на этюды: "Это какая-то Венеция или Неаполь. Шумная жизнь на пристанях. Сегодня нарисовал лодку и наметил на другом рисунке гребцов (шесть весел). Думаю, завтра или послезавтра кончить этюд красками... Надеюсь привезти для начала работы коекакие материалы". Из поездки по Волге Суриков привез много этюдов и принялся за работу. Женские портеты Картина Сурикова «Посещение царевной женского монастыря», воспринимается как собирательный образ самой России, идущей навстречу своей судьбе, в которой и страшные испытания, и тяжкие скорби. Для одного из этюдов к картине ему позировала любимая внучка – Наташа (нам она известна как жена детского писателя Сергея Михалкова и мать Н.Михалкова). Благовещение 1914 год Последний созданный Суриковым исторический образ - образ Пугачева; сохранился эскиз 1911 года, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку... Суриков как художник ни на кого в мире не был похож. Замечательно сказал о нем тот же Волошин: "Шел он своей "волчьей" тропой и охотился в одиночку". 6 марта 1916 года кончилась эта большая суриковская "охота", последними его словами были: "Я ис...че...заю". Похоронили его на Ваганьковском кладбище - как он и завещал, опустили гроб на гроб Елизаветы Августовны... У гроба художника горели семь свечей. А его картины уже давно живут своей собственной жизнью, став неотъемлемой частью и нашей истории, и нашей культуры. «Семь свечей» Сурикова Имя великого сибирского художника присвоено Московскому художественному институту искусств, художественному училищу в Красноярске. В 1948 г. в Красноярске был торжественно открыт музей - усадьба В.И. Сурикова, позднее художественный музей им. В.И. Сурикова Благодарим за внимание!!! Суриков В. Букет.

Красноярске 24 января 1848 года. Предки его пришли в Сибирь при царе Иване Грозном вместе с отрядами Ермака. Суриков очень гордился своими предками. В детстве мальчик слышал семейные предания и рассказы о казачьей вольнице. Ему нравились люди сильные духом, смелые, «ярые сердцем», как он сам говорил. В уездном училище, где учился Суриков, учитель рисования Гребнев заметил способности мальчика и стал серьезно заниматься с ним живописью. В судьбе талантливого юноши принял участие губернатор Красноярска П. Н. Замятнин, предложив на одном из обедов собрать средства для отправки Сурикова в Петербург, в Академию художеств. В феврале1869 года Суриков приехал в Петербург, но поступить в Академию ему тогда не удалось. Он посещал рисовальную школу Общества поощрения художников. В августе 1869 года был принят в Академию. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. .






Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов - "Вид памятника Петру I в Петербурге". В 1876–1877 годах создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя.


Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра в серии картин на историческую тему "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 году.


Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" и "Боярыня Феодосия Морозова", тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных.


Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем картинам живописца не уступает и полотно Сурикова "Взятие снежного городка".


Последующие полотна: "Покорение Сибири Ермаком"; "Переход Суворова через Альпы"; "Степан Разин " - уже представляют определенного рода спад. Они написаны виртуозно, но уже без того сложного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера.


Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры "Посещение царевной женского монастыря"; " Благовещение ".