Позиционные изменения звуков. Фонетические изменения звуков Какие изменения звуков называются позиционными

Позиционным изменениям подвержены гласные и согласные звуки. Позиционные изменения согласных связаны, как правило, с положением согласного в начале или конце слова. Например, в начале слова возможно появление особого протетического звука: русск. восемь (ср. разг. осьмушка хлеба), диал. воспа (ср. лит . оспа), белорусск. яна (ср. русск. она)); в конце слова может происходить оглушение звонкого согласного (русск. лоб, луг, год, рог [лоп, лук, гот, рок], нем. der Sand ).

Примером позиционных изменений гласных является редукция (от лат. reduction – «уменьшение, сокращение»).

Редукция – это изменение звуковых характеристик гласных, вызванное их слабой фонетической позицией в слове. Слабой фонетической позицией гласного звука является его положение в безударном слоге.

Редукция может быть количественной и качественной.

При количественной редукции гласные ослабляются, теряют часть долготы, но не меняют своих качественных характеристик. Количественной редукции в русском языке подвергаются гласные верхнего подъема (и, ы, у ): ми¢р -мири¢ть -миро¢вой.

При качественной редукции происходит изменение характерных качественных признаков звука.

Качественная редукция гласных после твердых согласных

Качественная редукция гласных после мягких согласных

Упражнения

1. В приведенном ниже тексте найдите случаи ассимиляции и диэрезы. В каком слове наблюдается сочетание ассимиляции и диссимиляции?

Теплым солнцем весенним согрета,

Пробудившись от долгого сна,

Молодою листвою одета,

Как легка и нарядна она!

(Н. Белоусов)

2. Определите ассимиляцию в приведенных словах, указав: а) прогрессивную и регрессивную, б) полную или частичную (по глухости – звонкости, твердости – мягкости), в) контактную или дистактную: резко, редко, подход, с жалостью, отбросил, как будто, вставать, езжу, уставший, сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый, без жира, вторник.

3. Определите, какие звуковые изменения наблюдаются в словах : плести, мести, вести, горсть (ср. гъртть), флюгер (нем. Flügel), футляр (нем. Futeral), мольберт (нем. Malbrett), диал. ведьмедь, укр капость (ср. пакость), укр. бгати - «комкать, мять» (из гьбати), укр. жеврети - «тлеть» (ср. старосл. жервие), марганец (нем. Marganerz), февраль (феврарь), верблюд (др.-рус. вельблюд), вотчина, Румыния.

4. Объясните, в результате какого фонетического явления видоизменились следующие слова: дикообраз > дикобраз, близозоркий > близорукий, минералология > минералогия, корненосый > курносый.

5. Благодаря какому фонетическому закону возможно просторечное произношение следующих слов:

а) омман, посленний, шашнадцать, консомолец (ср. лит. обман, последний, шестнадцать, комсомолец); б) асвальт, пролубь, лаболатория, транвай (ср. лит. асфальт, прорубь, бомба, лаборатория, трамвай).

6. Выделите все комбинаторные изменения в тексте. Затранскрибируйте текст. Найдите слово, в котором имеет место позиционное изменение согласного.

Нет ребят на свете

Доблестней, чем вы,

Юноши и дети

С берегов Невы.

Я встречал вас в школах,

В цирках и садах,

На катках веселых,

В дачных поездах.

(С. Маршак)

7. В данных пословицах, поговорках и загадках выделите все случаи изменений согласных звуков.

Свой глаз – алмаз. Всему свое время. Где снег, там и след. Хороши в дорожку пирожки с горошком. Лучше поздно, чем никогда. Сердце сердцу весть подает. Гора с горою не сходится. Учиться всегда пригодится. Старый друг лучше новых двух. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Для милого дружка и сережка из ушка.

8. Чем объясняется одинаковое восприятие на слух вне контекста следующих слов:

частота - чистота; леса - лиса; милок - мелок; дров - дроф; кот - код; столб - столп.

9. Пользуясь таблицей позиционных изменений гласных, найдите в тексте все случаи позиционных изменений гласных. Затранскрибируйте текст.

Летят перелетные птицы,

Ушедшие лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

А я остаюся с тобою,

Родная моя сторона!

Не нужно мне солнце чужое,

Чужая земля не нужна.

(Исаковский)

10. Найдите в тексте все случаи редукции, распределите их на две группы: а) количественная редукция; б) качественная редукция:

Первое, что бросилось мне в глаза, это извозчичья лошадь, раскормленная, как носорог, и сухой старичок на козлах. И, неизвестно почему, я понял мгновенно, что это Дрыкин. От этого я взволновался еще больше. Внутри театра меня поразило некоторое возбуждение, которое сказывалось во всем. У Фили в конторе никого не было, а все его посетители, то есть, вернее, наиболее упрямые из них, томились во дворе, ежась от холода и изредка поглядывая в окно. Некоторые даже постукивали в окошко, но безрезультатно. Я постучал в дверь, она приоткрылась, мелькнул в щели глаз Баквалина, я услышал голос Фили:

Немедленно впустить! (М. Булгаков)

11. Затранскрибируйте приведенные ниже немецкие слова и укажите, какое позиционное изменение согласных наблю­дается в них: Das Tand, lag, das Lob, der Tag, sind, das Land.

12. Определите характер звуковых изменений в следую­щих немецких словах : Lamm (старое lamb), Zimmer (старое zimber), krumm (старое krumb).

13. В приведенных ниже немецких словах выделите слу­чаи фонетического чередования согласных : Schreiben - schrieb, loben - Lob, lesen - las, bringen - brachte.

14. Затранскрибируйте приведенные ниже предложения и установите, какое характерное для русского языка явление произношения согласных на стыке слов отсутствует в немец­ком языке.

1) Was fragt der Lehrer? 2) Stellt der Lehrer Fragen? 3) Aufs Land fährt er mit dem Auto. 4) Brauchst du disses Buch?

15. Сравните произношение английских слов: cap и cab, set и said, leaf и leave, white и wide. Какая характерная для русского языка закономерность произношения конечных со­гласных отсутствует в английском языке?

16. От существительных back (спина), bag (сумка), belt (пояс), bed (кровать), cat (кошка), card (билет), egg (яйцо) образуйте множественное число. В каких случаях происходит ассимиляция? Какой характер она имеет?

17. Отсутствие какого характерного для русского языка изменения согласных определяет произношение следующих английских слов и сочетаний слов? Какие ошибки допускают русские учащиеся в произношении этих слов и почему возни­кают эти ошибки?

Absent, blackboard, good time, red tie, that dog, that book, this bag, white door.

18. Сравните русское произношение заимствованных из английского и немецкого языков слов с произношением соответствующих английских и немецких слов. В чем проявилось действие субституции? Найдите примеры звуковых изменений, характерных для рус­ского языка и чуждых английскому.

а) аврал (over all), аут (out), блокада (blockade), бульдозер (bulldozer), во­лейбол (Volleyball), джемпер (jumper), комбайн (kom-bine), кроссворд (cross-word), матч (match), пудинг (pudding);

б) абзац (Absatz), вахтер (Wächter), вексель (Wechsel), вундеркинд (Wunderkind), гардина (Gardi­ne), гастроль (Gastrolle), гауптвахта (Hauptwache), глазурь (Glasur), ландшафт (Landschaft), колба (Kolben), плацкарта (Platzkarte), пудель (Pudel);

в) десант (descente), ансамбль (ensemble), монтаж (montage), монтер (monteur).

Понятие фонемы

Фонема (от греч . phōnēma – «звук») - это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем). Фонемы характеризуются определенными фонологическими признаками, с помощью которых противопоставляются друг другу. Подобные признаки называются дифференциальными . Например, фонема <б> обладает следующими дифференциальными признаками: твердость (был-бил), звонкость (бар-пар), огубленность (бар-дар), отсутствие назальности (носового призвука) (боль-ноль).

Дифференциальные признаки фонем в разных языках различны. Например, в русском языке важным дифференциальным признаком является твердость / мягкость (угол-уголь, стал-сталь, ток-тёк), в немецком, английском языках - долгота / краткость гласных (нем. Staat (государство) – Stadt (город); англ . be (быть) – bee (пчела)), во французском языке – открытость / закрытость звука (le sol (почва) – le saule (ива)).

Фонемы, отличающиеся только одним дифференциальным признаком, получили название коррелятивных : з / з`, з / с, г / к.

Количество фонем и их состав в разных языках различны. . В русском языке выделяют 5 гласных фонем и 34 согласные фонемы; в немецком языке – 18 согласных фонем и 15 гласных, в английском – 24 согласных и 13 гласных, во французском – 17 согласных и 18 гласных.

Дифференциальные признаки фонем определяются по сильной позиции фонемы в слове.

Позиция – это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом. Фонема может находиться в сильной и слабой позициях.

Сильная позиция – это позиция различения фонем. Для гласных фонем такой позицией является позиция под ударением. Для глухих / звонких согласных – позиция перед гласными (ср . [т]ом – [д]ом), сонорными согласными (ср. [п]леск – [б]леск). Для твердых / мягких согласных - позиция конца слова (ср. бра[т] – бра[т¢]) и перед всеми гласными, кроме е (ср. [н]ос – [н¢]ос). Для переднеязычных согласных сильной является позици перед заднеязычными (ср . го[р]ка – го[р¢]ко) и губными (ср . ко[рм¢]е - тю[р¢м¢]е). Состав фонем того или иного языка определяется по сильным позициям, т.е. по таким положениям, в которых фонемы наиболее устойчивы

Слабая позиция – это позиция неразличения фонем: сома – сама (в слабой позиции не различаются гласные фонемы <а> и <о>). В русском и немецком языках слабой позицией для звонких и глухих согласных является конец слова (стог [сток] – сток [сток]; нем. Rad – Rat ). Ср . в английском языке: bed – bet – конец слова является сильной позицией, в которой противопоставлены звонкие и глухие согласные.

Упражнения

1. Укажите, какие фонемы служат для различения следующих пар слов: ос – ось, сад - сядь, нить – ныть, шест – шесть, лез – лезь, жар – жарь, мол – мёл, крыт – крыть, трус – (не) трусь.

2. Какие из приведенных ниже слов начинаются с одной фонемы, а какие с разных: а) там, том, три, тюк, тень; б) сам, сыт, снова, срыв, сито, сом; в) шум, горох, щавель; г) яма, юг, елка, утро, это.

3. Сколько различных фонем в данных парах слов? С помощью каких дифференциальных признаков эти фонемы противопоставлены одна другой: а) род – рад, шелк - толк, пил - пыл, дом - кум, щель – шел; б) счет – кот, щель – шел, плащ – плющ, зуб – суп, шелк – толк, щетка – тетка; в) bed - bad; piece - cheese; kill - meat.

4. Приведенные слова сгруппируйте попарно; а) отличающиеся друг от друга одной фонемой; б) двумя фонемами; в) более чем двумя фонемами:

Русск. спор, трава, дом, век, дрова, факт, сбор, лом, такт, сон, торт, клен, заря, вода, плен, черт, блеск, беда, гора, сени, клеть, плеск, вчера, пуля, риск, крот.

Англ. bad, fat, thin, luck, mean, sing, scene, take, dark, road, broad, time, brick, praise, look, mine, crook.

Нем. Liebe, Traum, Band, Btihne, braun, Last, grau, Meer, Schild, Wand, Frau, Mast, Sinn, Erde, Auge, Bild.

Франц. étape, méche, date, mode, femme, pére, pain, pomme, trappe, messe, dame, tache, pont, mére, fumer, méchant, fond, faim, rame.

5. Какие признаки гласных звуков, безразличные для носителей русского языка, используются для дифференциации звучаний слов немецкого языка, т.е. включены в состав его гласных фонем?

Kamm (kam) гребень - Kam (ka:m) пришел; Kann (kan) могу - Kahn (ka:n) лодка; Bahnen (ba:nen) пролагать путь - Bannen (banen) изгонять; Wir (vi:r) мы - Wirк (vir) спутанный; In (in) в – Ihn (i:n) его; Riff (rif) риф– Rief (ri:f) звал; Bett (bet) кровать – beet (be:t) грядка; Mitte (mite) середина – Miete (mi:te) квартплата.

6. Какие фонемы различаются в следующих немецких словах: а) der Wolf – die Wölfe, der Hof – die Höfe, der Hut – die Hüte, die Maus – Maüse; б) der Band – die Bank, finden – der Finger.

7. Назовите фонемы в следующих английских словах: man, ten, tea, time, six, five, city, she, hat, page.

8. Какими фонемами различаются следующие английские слова: pen – pan, lead – lid, seat – sit, lake – leak, bag – beg, man- men, steel – still, date – late, cap – cat, call - cord, colour – cover, March – much.

9. Какие фонемы различаются в следующих французских словах: а) fou – vous, chat – jean; б) lit – les – lait – la, du – nu – tu?

10. Какие противопоставления в системе гласных фонем характерны для французского языка и чужды русскому?

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Лексикология (от греч. lexikos «относящийся к слову» и logos «учение») – это наука, изучающая слово и словарный состав языка.

Слово – единица, работающая на всех языковых уровнях. Разносторонность, многоаспектность слова, большое разнообразие слов и в пределах одного языка, и при сравнении разных языков объясняют сложность научного истолкования этого понятия. Единого определения слова не существует.

Выступая на разных уровнях как фонетическая, грамматическая или лексическая единица, слово проявляет следующие признаки, характеризующие его как особую языковую единицу.

В фонетическом аспекте для слова характерны: а) фонетическая оформленность (признаки начала и конца слова); б) одноударность (наличие в большинстве самостоятельных слов одного основного ударения); в) непроницаемость (невозможность вставить в середину слова другое слово).

С грамматической точки зрения - а) целостность и единооформленность (слова изменяются как единая единица); б) лексико-грамматическая отнесенность слова (принадлежность к какой-нибудь части речи);

С точки зрения семантики: а) наличие лексического значения; б) номинативность (способность называть предметы, признаки, действия); в) воспроизводимость (слова постоянно существуют в языке и только воспроизводятся в момент речи, а не создаются заново, как словосочетание).

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторны е и позиционные изменения.

Комбинаторными называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений – позиционные изменения . В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация .

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами – эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции ножк а [шк ], пример дистактной ба да .

2. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (ванькя ) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, косьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia «связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda – комната, odalar – комнаты; ev – дом, evler – дома .

3. Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, отд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.).

Неполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

Диссимиляция – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь ), регрессивная (секлетарь из секретарь ), контактная (хто, дохтор ), дистактная (февраль из феврарь ).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк . В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию.

2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал – даль, год – голь, струн – струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги .

Кроме фонетических изменений в словах могут происходить и другие фонетические процессы.

Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (шок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:

Перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

Перед [в], [в`]: [двLр`э́ц] – [твLр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .

В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее (отпить) и нормативное ), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

В конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

Перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

Для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [мLлва́] (молва) , [пLлз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .

К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стLга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

- по звонкости-глухости (по голосу). В русском языке не могут произноситься рядом звонкий и глухой или глухой и звонкий согласные. Первый из таких звуков ассимилируется, т.е. уподобляется второму. Таким образом, рядом оказываются либо два глухих (оглушение), либо два звонких (озвончение) согласных: [фслух] (вслух) , [по́тп`ис`] (подпись) , [исту́ч`и] (из тучи) – оглушение; (отбить) , [про́з`бъ] (просьба) , [гд`э́ду] (к деду) – озвончение;

- по твёрдости-мягкости . В некоторых случаях последующий мягкий согласный влияет на предыдущий, смягчая его: [ко́н`ч`ик] (кончик) , [рLс`т`и́] (расти) . Такая ассимиляция происходит в русском языке непоследовательно (вспомним упоминавшиеся выше варианты нормативного произношения). Кроме того, ассимиляция по твёрдости-мягкости в начальных классах специально не изучается, поэтому отметим лишь те наиболее последовательные случаи, которые важны для обучения младших школьников орфографии:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пLл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.

- по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.

Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных?

2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?

3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?

4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.

5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.

6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?

7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.

8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.

9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?

10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.

11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:

Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку.

(Д.Мамин-Сибиряк)

12. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и́], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?

13. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, коробка, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .

14. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:

Осень

Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .

И тогда все увидели, что осень её наступила…

§ 28. Позиционные изменения согласных происходят в следующих положениях: 1) в конце слова; 2) перед глухими/звонкими шумными, кроме [в], [в’]; 3) перед мягкими зубными; 4) перед мягкими губными; 5) перед [ч], [〙’]; 6) перед нёбно­зубными щелевыми.

В конце слова звонкие шумные оглушаются и на их месте выступают глухие шумные: ра[б]ы - ра[п], гра[б’]ить - гра[п’], кро[в]а - кро[ф], кро[в’]и - кро[ф’], ра[д]ы - ра[т], гла[д’]ить - гла[т’], ро[з]а - ро[с], ма[з’]и - ма[с’], но[ж]и - но[ш], до[〇’]и - до[〙’], ро[г]а - ро[к].

Сонорные оглушаются в конце слова после глухих шумных, или перед глухими шумными: ост[】], мыс[〬’], драх[〭], насмо[】]к, во[〬]к, до[〬к], четве[】к].

§ 29. В положении перед глухими шумными согласными звонкие шумные согласные оглушаются, и на их месте выступают глухие шумные: ско[б]очка - ско[п]ка, ла[в]очка - ла[ф]ка, ря[д]ок - ря[т]ка, берё[з]а - берё[с]ка, ло[ж]ечка - ло[ш]ка.

В положении перед звонкими шумными согласными, кроме [в], [в’], глухие шумные озвончаются, и на их месте выступают звонкие шумные: [з]бросить, о[д]гадать, [з]дать (ср. отсутствие озвончения перед глухими согласными в случаях [с]толкнуть, о[т]пасть). В положении перед звонкими шумными глухие [ц], [ч] и [х] озвончаются, и на их месте выступают звонкие [дз], [дㆀж’] и [γ]. Озвончение глухих [ц], [ч] и [х] происходит в основном на стыке самостоятельного и служебного слова или на стыке компонентов в сложных образованиях: оте[дㆀзㆃ­б]ы, (до[дㆀж’ㆃ­б]ы, со[γㆃ­б]ы, тре[γг]рошовый.

Примечание. Звонкие [дㆀз], [дㆀж’] и [γ] имеют те же артикуляторные характеристики, которые, соответственно, имеют глухие [ц], [ч] и [х], с добавлением звонкости.

§ 30. В положении перед мягкими зубными [т’], [д’] согласные [с], [з] смягчаются: [с’т’]епь, [с’т’]егнуть, [с’т’]елить, [з’д’]есь, [з’д’]елать. Перед мягкими зубными [с’], [з’] согласные [с], [з], смягчаясь, сливаются с ними в один долгий мягкий звук [〒’] или [〈’]: ра[〒’]елить, ра[〈’]еваться. Перед мягкими зубными [н’], [л’] согласные [с], [з] в положении внутри корня произносятся мягко (что соответствует старомосковским произносительным нормам): [с’н’]егирь, [с’н’]ежок, [с’н’]иться; [з’л’]ить, во[з’л’]е, однако в настоящее время здесь допустимо и твердое произношение [с], [з]: [сн’]егирь, [сн’]ежок, [сн’]иться; [зл’]ить, во[зл’]е.

В положении перед мягкими зубными [т’], [д’] согласные [т], [д] могут произноситься двояким образом: со смягчением или без смягчения. В сочетаниях [тт], [дд] образуется долгий затвор (т. е. небольшая задержка перед взрывом), который при мягком произношении предшествующего согласного может быть мягким, а при твердом произношении - твердым: о[д’д’]елить, о[т’т’]еснить или о[дд’]елить, о[тт’]еснить.

В положении перед мягкими зубными [с’], [з’] согласные [т], [д] произносятся с незначительным фрикативным элементом, приближающим их к аффрикатам, которые могут произноситься как мягко (в соответствии со старомосковской нормой), так и твердо: о[ц’с’]елить, о[ц’с’]идеть, о[дㆀз’з’]имовать и о[цс’]елить, о[цс’]идеть, о[дㆀзз’]зимовать.

В положении перед мягкими зубными [н’], [л’] согласные [т], [д] произносятся по­разному. Перед [н’] они произносятся мягко как внутри корня, так и на стыке корня с префиксом (при возможном твердом произношении в данном положении) и суффиксом: [д’н’]евной, по[д’н’]ять и по[дн’]ять, о[т’н’]ять и о[тн’]ять, пло[т’н’]ее, что соответствует старомосковскому произношению; перед [л’] эти согласные могут произноситься как мягко (в соответствии со старомосковскими нормами), так и твердо: пе[т’л’]я и пе[тл’]я, по[д’л’]е и по[дл’]е; о[тл’]ежаться, по[дл’]ежать.

В положении перед мягкими зубными [т’], [д’], [с’], [з’] согласный [н] произносится мягко: ви[н’т’]ик, ка[н’д’]идат, пе[н’с’]ия, во[н’з’]ить. Перед мягким [н’] согласный [н], смягчаясь, сливается с ним в один долгий мягкий звук [『’]: весе[『’]ий.

В положении перед зубной аффрикатой [ц] согласный [т] произносится с ним слитно как один долгий звук [〗] или как [тц], т. е. [ц] с долгим затвором: о[〗]а или о[тц]а, о[〗]епить или о[тц]епить.

§ 31. В положении перед мягкими губными [в’], [ф’], [б’], [п’], [м’] зубные [т], [д], [с], [з] произносятся мягко внутри корня, а также на конце префиксов, оканчивающихся на з, с, что соответствует старомосковским нормам (при допустимом в речи молодежи твердом произношении зубных перед мягкими губными в указанных позициях): [т’в’]ерь (собств. топон.) и [тв’]ерь, [д’в’]ести и [дв’]ести, [с’в’]ет и [св’]ет, [с’в’]ести и [св’]ести, [з’в’]ерь и [зв’]ерь, ра[з’в’]ести и ра[зв’]ести, [с’ф’]ера и [сф’]ера, [с’п’]елый и [сп’]елый, [з’б’]ить и [зб’]ить, [с’м’]ена и [см’]ена, [с’м’]ести и [см’]ести, [з’м’]ея и [зм’]ея, ра[з’м’]ять и ра[зм’]ять. В положении на стыке корня с префиксом согласные [т], [д] в позиции перед мягкими губными произносятся твердо: о[тв’]ернуть, о[дб’]ить, о[тп’]ить, о[тм’]ести, по[дм’]ести. Однако по старомосковской норме [т], [д] в позиции перед мягкими губными произносились мягко и в этом положении: о[д’б’]ить, о[т’п’]ить, о[т’м’]ести, по[д’м’]ести. В настоящее время такое произношение квалифицируется как просторечное.

В положении перед мягкими губными губные согласные [в], [ф], [б], [п], [м] могут произноситься как мягко (в соответствии со старомосковской нормой), так и твердо: [ф’п’]исать и [фп’]исать, [в’б’]ить и [вб’]ить, [в’м’]енить и [вм’]енить, [в’м’]есте и [вм’]есте, ри[ф’м’]е и ри[фм’]е, о[б’м’]енять и о[бм’]енять. В позиции перед [в’] согласный [в], смягчаясь, сливается с ним в один долгий мягкий звук [〃’]: [〃’]язаться, [〃’]ести.

§ 32. В положении перед [ч] согласный [т] (орфогр. т и д), смягчаясь, сливается со звуком [ч], образуя долгий мягкий затвор (т. е. задержку перед взрывом): пике[т’ч]ик, лё[т’ч]ик, ука[т’ч]ик, моне[т’ч]ик, прохо[т’ч]ик.

В положении перед [ч] согласный [с] (орфогр. с и з), смягчаясь, сливается с ним в один долгий мягкий согласный звук [〙’]: ре[〙’]ик, но[〙’]ик.

Сочетание букв тщ произносится в беглой речи как [чш’]: [чш’]етно, [чш’]ательно, а в отчетливой речи - как [т〙’]: [т〙’]етно, [т〙’]ательно.

Сочетание букв сщ на стыке префикса и корня произносится как [〙’]. В отчетливой речи возможно произношение [ш’ш’], одна часть которого принадлежит префиксу, а другая часть - корню: ра[ш’ш’]епить.

В положении перед [ч], [〙’] согласный [н] смягчается: по[н’ч]ик, каме[н’〙’]ик.

В положении перед нёбно­зубны- ми щелевыми [ш], [ж] зубные щелевые [с], [з] уподобляются им по месту образования шума, т. е. становятся нёбно­зубными щелевыми, сливаясь с ними в один долгий звук [〙], [〇]: [〙]ить, и[〇]ить (орфогр. сшить, изжить).

1. Фонетический закон конца слова. Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Такое произношение приводит к образованию омофонов: порог [к] порок [к] , молод [т] молот [т] , коз [с] , — кос [с] и т.п. В словах с двумя согласными на конце слова оба согласные оглушаются: грузд ь — груст ь [грус"т" ], подъезд — подъест [пΛдјэ ст ] и т.п.

Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:

1) перед паузой: [пр"ишо л по јэст] (пришел поезд );

2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [ј] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап ја], [рот ваш] (прав он, сад наш, слабя, род ваш ). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он .

2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении — в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких; переход звонких в глухие создает омофоны: [душкъ — душкъ ] (дужка — душка ), [в"и с"т"и — в"и с"т"и ] (везти — вести ), [фп"ьр"и м"эшку — фп"ьр"и м"эшку] (вперемежку — вперемешку ).

Перед сонорными, а также перед [ј] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут , [Λт јэст] (отъезд), свой, твой.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);

2) на стыке предлогов со словом: [гд"элу] (к делу), [зд"элъм] (с делом);

3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (го д-то), [до д"ж"бы] (до чь бы);

4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п"ат"] (раз пять).

3. Ассимиляция согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

1) перед гласным звуком [э] ; [б"эл], [в"эс], [м"эл], [с"эл] (бел, вес, мел, сел ) и т.п.;

2) перед [и] : [м"ил], [п"ил"и] (мил, пили ).

Перед непарными [ж], [ш], [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л], [л"] (ср. конце — кольце ).


Наиболее подвержены смягчению зубные [з], [с], [н], [р], [д], [т] и губные [б], [п], [м], [в], [ф] . Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х] , а также [л] : глюкоза, ключ, хлеб, наполню, молчу и т.п. Смягчение происходит внутри слова, но отсутствует перед мягким согласным следующего слова ([вот — л"ёс]; ср. [лт"бр]) и перед частицей ([рбс — л"и]; ср. [рлсл"и]) (вот лес, оттёр, рос ш, росли).

Согласные [з] и [с] смягчаются перед мягкими [т"], [д"], [с"], [н"], [л"]: [м"ёс"т"], [в"иез"д"е], [ф-ка"с"ь], [каз"н"] (месть, везде, в кассе, казнь)^ Смягчение [з], [с] происходит также на конце приставок и созвучных с ними предлогов перед мягкими губными: [ръз"д"иел"ит"], [ръс"т"иенут"], [б"ьз"-н"иевб), [б"иес"-с"ил] (разделитъ, растянуть, без не-го, без сил). Перед мягкими губными смягчение [з], [с], [д], [т] возмож-но внутри корня и на конце приставок на -з, а также в приставке с-и в созвучном с ней предлоге: [с"м"ех], [з"в"ёр"], [д"в"ёр"], [т"в"ёр"], [с"п"ёт"], [с"-н"им], [ис"-п"ёч"], [рлз"д"ёт"] (смех, зверь, дверь, Тверь, спеть, с ним, испечь, раздеть).

Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт"ён"ч"ьк], [н"ефт"], [вз"ат"] (птенчик, нефть, взять).

Указанные случаи ассимилятивной мягкости согласных показывают, что действие ассимиляции в современном русском литературном языке не всегда отличается строгой последовательностью.

4. Ассимиляция согласных по твердости. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесарь — слесарный, секретарь — секретарский и т.п. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: [прлс"ит"] — [проз"бъ], [мъллт"ит"] — [мъллд"ба] (просить — просьба, молотить— молотьба) и т.д. Ассимиляции не подвергается [л"]: [пол"ь] — [злпбл"ньц] (поле, запольный).

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш"] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Полная ассимиляция [з], [с] происходит:

1) на стыке морфем: [жат"], [рлжат"] (сжать,разжать); [тыт"], [рлтыт"] (сшить,расшитъ); [т"от], [рлт"бт] (счет,расчет);[р\зн6т"ик], [извбт"ик] (разносчик, извозчик);

2) на стыке предлога и слова: [жаръм], [таръм] (с жаром, с шаром); [б"иежаръ], [биппаръ] (без жара, бвз шара).

Сочетание зж внутри корня, а также сочетанре жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж"]: [пож"ъ] (позже), Цёж"у] (езжу); [вбж"и], [дрбж"и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].

Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч"], [ц]: [лч"бт] (отчет), [фкра"цъ] (вкратце),

6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [у"сныд], [пбзнъ], [т"иесл"йвыд], [г"иганск"ид"], [ч"уствъ], [с"ёрдцъ], [сбнцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).

7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или при-ставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса со-гласные сокращаются до двух: [расор"ит"] (раз+ссорить), [сылкъд] (сссылкой), [кллбныд] (колонна+н+ый); [лд"ёскш] (Одесса+ск+ий).