Список демонов ада: имена, описание, изображения. Виды бесов Иерархия нечистой силы

Коварство лицемерного беса не сможет дойти до цели, если человек обладает сильной волей и сомневается в своей вере в Бога. Однако разбираться в видах бесов должен каждый человек, чтобы понимать, как не стать жертвой нечистой силы.

В статье:

Почему бесов называют лукавыми

Коварство лицемерного беса - это лукавство. Именно поэтому представителей нечистой силы называют лукавыми - данное качество им действительно присуще. Все бесы хитры, непредсказуемы, они практически всегда желают обмануть человека с недостаточно крепкой верой.

В молитвах нередко люди просят защиты от лукавого. Здесь имеется в виду любая нечистая сила, а не только бесы. Черти, демоны, бесы - от лукавства всех этих представителей нечисти может защитить молитва.

Хитрость, игривость, притворство, коварство, лукавость - все эти качества от беса. Многие люди обладают ими. Считается, что они находятся под влиянием нечистой силы. Это она толкает их на обман, месть, получение запретных удовольствий.

Удача - имя беса

Удача - имя беса, который способен принести везение, однако цена такого подарка - бессмертная душа человека. Многие согласились бы обменять свою душу на удачу, обрекая себя на посмертное существование в аду, а то и не-жизнь в роли или упыря.

Каждый знает, что в современном обществе принято желать удачи. Следует быть осторожнее с такими пожеланиями, утверждают православные священники. Желая удачи, вы призываете нечисть для своего близкого человека. Бес Удача только этого и ожидает. Его цель - подталкивать людей к греху, и дарованная им удача является неплохим подарком за эту возможность.

Нередко в помянники вписывают «Об удаче». Большинство священников возмущено этим - казалось бы, верующие люди вписывают в помянники имя беса и еще желают за него молиться. Существует такое мнение, что настоящее имя беса Удача - . Это один из самых великих демонов, виновных в смерти большого количества людей.

Архимандрит Клеопа утверждает, что Удача был римским, карфагенским и шумерским божеством счастья. Его статуи отливали из серебра или меди и устанавливали на двухколесные тележки. Сзади статуи стояла дровяная печь, в которую жрецы Удачи подбрасывали топливо. Спереди была сковорода, раскаленная от печного пламени. Жрецы ходили по городам с телегами с установленными статуями Удачи, держа в руках отточенные топоры. Они принимали жертвы божеству счастья, хлопая в ладоши, зазывали желающих получить его покровительство:

Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!

Удача принимал в жертву только грудных младенцев и только из рук из матерей. Желающие обменять ребенка на удачу по своей воле всегда находились. Матери отдавали детей жрецам, те разрубали младенцев на куски, которые помещались на раскаленную сковородку. Архимандрит Клеопа утверждает, что за один «удачный» день бес мог принять в жертву до полусотни маленьких детей.

Бес полуденный - виновник лености

Беса полуденного священнослужители связывают с грехом уныния. Уныние в православной традиции - это леность, телесное и духовное расслабление. Полуденный бес - это тот, кто искушает монахов отдать предпочтение послеобеденному сну, а не молитвам. Для монаха полдень - это действительно половина дня. В старину в монастырях вставали еще раньше, а приемов пищи было два - обед и ужин. После еды уставшему даже за половину дня монаху хотелось спать, и бес пользовался желанием его тела.

Так описывал влияние полуденного черта Святитель Феофан :

Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять.

Главный признак присутствия полуденного беса возле человека - кризис в духовной жизни, охлаждение к церкви и молитвам, леность. У каждого верующего человека бывают периоды, когда молитвы и походы в церковь не приносят покоя в душе, нет желания ехать в храм или - попросту лень.

Как избавиться от влияния полуденного беса? Поможет только самоконтроль и сила воли. В любом деле человек может добиться результата, если будет заставлять себя идти к цели, совершая для этого некие ежедневные действия. Что-то же вас заставляет ходить на работу каждое буднее утро? Есть известное каждому человеку слово - «надо». Им и руководствуйтесь каждый раз, когда вас одолевает полуденный бес.

Бес блуда и похоти

Несложно догадаться, что бес блуда - это нечистая сила, которая искушает человека плотскими удовольствиями. Что такое блуд? Это разврат, прелюбодеяние, рукоблудство, блудные мысли и разговоры, распущенность, а также блудное понуждение. Последним называют поведение, привлекающее внимание противоположного пола, аналогичные предпочтения в одежде, любовь к флирту.

В целом под это определение попадает большинство современных людей, ведь блуд - это занятия любовью ради удовольствия, а не зачатия детей, а также сексуальные отношения между людьми, не связанными браком. Практически вся современная одежда направлена на привлечение противоположного пола. Можно сказать, что в наше время изгнание беса блуда не слишком актуально.

Однако бес похоти может искушать слабого волей и верой человека на сексуальные преступления, различные извращения, растление малолетних и прочие не слишком приятные и малообсуждаемые в приличном обществе вещи. Нечистая сила может овладеть человеком одновременно с совершением им любого греха - от выкуренной сигареты до чувства зависти. Дети грешных родителей автоматически считаются лишенными божественной помощи, и это основная причина блуда у детей.

Он и его помощники искушают людей с чистыми душами, превращая их в закоренелых грешников. Даже после изгнания бесов они остаются неподалеку от человека, постоянно пытаясь добраться до него. Эротические сны и фантазии считаются первыми признаками их попыток вселиться в человека. Противостоятелем Асмодея является Иоанн Креститель. Молитвы, обращенные к этому святому, помогут вам избавиться от пугающих вас блудных мыслей.

Кроме этого, бесом блуда называют нечисть, которая сбивает путников с дороги - от слова «заблудиться». Его воздействие описывают как невозможность узнать знакомые места, сориентироваться на местности даже несмотря на то, что территория, на которой человеку не повезло заблудиться, ничтожно мала. Если верить легендам, под воздействием такой нечистой силы человек может бродить всю ночь, только на рассвете узнав знакомую местность. Иногда она пытается завести в болото, столкнуть с обрыва или погубить другими способами.

Известны аномальные зоны, в которых водится немало таких представителей нечисти. Там часто теряются, а то и пропадают без вести люди. Иногда блудом называют заложного покойника - не нашедшего покоя казненного преступника или самоубийцу, который желает зла всем живым. Это связано с тем, что они часто появляются на местах смерти. Могилы самоубийц в старину находились далеко от человеческого жилья, но близко к дорогам. Проходя их, раньше старались бросить горсть земли на такую могилу, чтобы поучаствовать в похоронном обряде, которого самоубийца был лишен. Так его можно задобрить, чтобы не нашедший покоя дух не завел в топь или густую чащу.

Спасти от блуда может крестное знамение или молитва, например «Отче наш» или дорожная молитва-оберег:

Не сама я иду. Иисус Христос впереди, Божья Матерь позади, я - посередине. Что им - то и мне.

Для того, чтобы защитить от злого духа в дороге, в старину носили с собой чеснок, четырехлепестковый клевер. Иногда старики советовали лечь и заснуть, если не удается найти путь. Утром злой дух потеряет свои силы, и больше не будет «водить». Для того, чтобы уведенный нечистью родственник вернулся, для него заказывали молебны, его имя выкрикивали в дымоход, ставили свечки за здравие в храме.

Бес пьянства - виновник запойного алкоголизма

Священник Дмитрий Фетисов утверждает, что плачевная ситуация с большим процентом алкоголиком в странах СНГ связана с бесами. День почитания святого Вонифатия, которому принято молиться от алкогольной и наркотической зависимости. По новому стилю он выпадает на 1 января - день, когда большинство людей занято совершенно противоположным, а именно употреблением спиртных напитков.

Такое отношение к праздникам - это именно то, что нужно бесу пьянства. Считается, что такая нечистая сила сопровождает каждого запойного алкоголика. Когда человек совершает грех, бес пьянства получает возможность добраться до него. Пьянство - одна из самых серьезных проблем современности, и судя по ее размеру, можно сказать, что большинство людей не обладает достаточной силой воли для сопротивления нечистой силе.

Бес пьянства - это добровольно призываемая каждым вторым человеком нечистая сила. Церковь считает алкоголиками людей, которые употребляют спиртное не реже, чем раз в двадцать дней. Под это определение попадает подавляющее большинство жителей России. Избавиться от влияния беса пьянства можно с помощью поста и молитвы.

Какие еще бывают бесы и демоны

Бесов и демонов неоднократно пытались классифицировать еще в Средние века. В большинстве и религиозного характера можно встретить информацию о том, какие бывают бесы и демоны, а также прочая нечистая сила. Бесы, черти и демоны стоят на разных ступенях иерархии. Некоторые демонологи считают, что их сила зависит от количества загубленных душ. Иначе говоря, нечистая сила способна продвигаться по «карьерной лестнице».

По Альфонсу де Спина , например, - отдельный вид бесов, а или может оказаться как демоном, так и бесом. Каждая ведьма или колдун обладают домашним бесом-помощником, а особенно сильные маги могут получать помощь от демона-покровителя. Существует также особые демоны и бесы, которые досаждают только святым.

Живший в 16 веке демонолог П. Бинсфельд классифицировал нечистую силу по семи грехам. То есть, это бесы похоти, алчности и другие. Кроме этого, демонов можно классифицировать по . Михаил Пселл классифицировал нечистую силу по ее месту обитания. Это огненный бес, водяной, земной и воздушный. Существует также подземная нечистая сила, которая вызывает землетрясения и аварии в шахтах, а также светобоязненные демоны, непостижимые для человека.

В целом существует множество видов бесов, демонов и чертей. Различные авторы использовали разные методы классификации нечистой силы. Знать, чем отличаются между собой ее представители, необходимо каждому человеку. Эти знания пригодятся людям, которые не желают жить в грехе и становиться жертвой темных сил.

Вконтакте

Демоны и нечистые духи, это одно и то же. «Демоны» и «нечистые духи», это слова синонимы, которыми описываются злобные духовные существа, которые принося вред людям.

Мы не должны представлять демонов некими чертиками с рогами в красных колготах, как их показывают в фильмах. Слово «дух», переводится с греческого – ветер, дуновение, дыхание.

Демоны это духи, поэтому габариты человеческого тела не имеют отношения к тому, сколько демонов может заселиться в одного человека. Примеры из Святой Библии показывают нам то, что в человеке может быть множество демонов (Человек с легионом Мар.5:15, Семь демонов в Марии Магдалине Мар.16:9).

2. Какая цель у демонов

Цель демонов, вселяться в человеческие тела. Так они могут управлять человеком эффективнее, чем, когда они воздействуют на него снаружи. При этом, конечная цель демонов, разрушить тело человека (Иоанна 10:10).

Демоны считают человека своим домом (Матфея 12:43-44). Важно понимать, что у демонов нет своего дома, и никогда не будет. Во всех случаях, демоны вселяются в людей незаконно. Демоны могут рассказывать о своих правах, сколько угодно, но все это ложь. Демоны, это бездомные существа, и действуют они, как захватчики.

Демоны ищут «благоприятные условия», чтобы войти в человека. Для входа, демонам необходимо какое-либо уязвимое место в разуме или теле человека. Чаще всего, демоны используют грехи, ошибки или незнание человека.

Например. Наследственность, это одна из уловок дьявола, чтобы человек принял болезнь и не сопротивлялся духу немощи. Мы не должны принимать навязанную дьяволом наследственность, а принимать исцеление и здоровье от Господа Иисуса.

3. Демоны могут войти в животных

Демоны могут войти в тела животных (Матф.8:31), но так, как через животных демоны не могут реализовать себя на 100%, они предпочитают людей.

Если домашние животные стали агрессивными и опасными, нужно быть осторожными. Не нужно жалеть такое животное, нужно или изгнать демонов или усыпить такое животное. Есть много случаев, когда беспечные хозяева, теряли своих детей или сами были травмированы своими «домашними питомцами». В случае с Иисусом, свиное стадо взбесилось и понеслось в море и утонуло. И было бы хуже, если бы эти свиньи остались живы и набросились на людей.

4. Демоны не умирают

Демоны на земле уже тысячи лет. Они могут знать много информации о вашей стране, семье, грехах и т.п. Демоны обладают знанием и этими «тайнами» обольщают людей. Вот почему знание прошлого, еще не доказывает, что в человеке действует Божий дух, и можно доверять его пророчествам.

Сегодня многие неверующие люди, кто обладают тайными знаниями, в действительности одержимы демонами.

5. Демоны знают писания

Демоны знают, что их ждут вечные мучения в озере огненном, поэтому у них нет жалости к страдающим и умирающим людям.

Матф.8:29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас.

Некоторые люди наивно думают, что если они получили что-то, что прописано в Библии, то это не может быть ложным откровением. Это не так. Большинство культов и сект, основаны как раз на Библии. Важно понимать, что за лжеучениями стоят именно демоны (1Тим.4:1).

6. Демоны действуют на трех уровнях

1). Воздействие. Воздействие - это когда человек переживает давление на уровне мыслей, чувств и эмоций. Если человек поддается воздействию демона и не противостоит этому, тогда это воздействие окажет влияние на жизнь этого человека.

Матф.4:3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.

Христианин не должен мириться с воздействием демонов, надеясь, что это само собой пройдет. Воздействие – это тревожный сигнал, что враг подошел очень близко.

2). Контроль. Когда человек один раз не сопротивляется, второй, третий … в итоге он попадает под демонический контроль.

Иоан.13:2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его

«Случайность – это когда ты не планировал согрешить и согрешил. Контроль – это когда ты осознано, идешь и делаешь грех».

3). Одержимость. Контроль заканчивается одержимостью, когда демоны начинают делать с человеком все, что они хотят. Есть две фазы одержимости – первичная и конечная.

Первичная фаза одержимости, это когда воля человека еще не сломлена, и он еще способен самостоятельно принимать решения - «человек одержим, но он в своем уме».

Деян.16:16 ... встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим.

Конечная фаза одержимости, это когда человек не способен самостоятельно принимать решения - «человек одержим, и он не в своем уме».

Матф.8:28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем.

() , описывающая войну в небе , которое привело к сатане и ангелам его изгнание с небес. Классификация этих падших ангелов основаны на многих других характеристик, а также, например, поведения, которые вызвали их падение с неба, физических появлений или методов, которые были использованы, чтобы мучить людей, вызывать недуги, или вызывать мечты, эмоции и т.д. Большинство авторов который писал богословские диссертации по теме либо по- настоящему верили в существовании адских духов, или написал как философское руководство к пониманию древней точки зрения поведения и морали в фольклоре и религиозные темы.

Классификация по домену

В исследовании демонологии, адские духи часто классифицируются по области, имея в виду их присвоения в указанной сфере деятельности или знаний. Часто это означает определенный моральный грех или сомнительного поведения, к которым некоторые люди склонны. Они даже могут быть отнесены к методам, которые они вызывают проблемы для человека с использованием некоторых несчастий, болезней или вредными привычками. В общем, область демона отражается на то, что власти они держат в их взаимодействии с человечеством. Эта идея имеет такой же оттенок бог классической мифологии, как у каждых есть свои задачи и возможности в соответствии с их компетенцией и каждый взаимодействует с человечеством в их собственном уникальном способе. Можно отметить, что по каждому автору, указанному ниже, домен каждого демона сильно варьировали по обе предпочтения или точки зрения. Кроме того, можно видеть, что каждый автор выбирает и классифицирует демон по-разному в зависимости от их собственного личного набора убеждений или политиков.

Завещание Соломона

Завет Соломона является ветхозаветной псевдоэпиграфической работой, якобы написанный царем Соломоном , в котором Соломон основном описывает конкретные демон , которых он поработил, чтобы помочь построить храм , те вопросы, которые он положил им об их делах и как они могут быть сорваны, и их ответы, которые обеспечивают своего рода самопомощи руководства против демонической деятельности. Дата очень сомнительна, хотя считаются самой старой работой выжившей особенно беспокоят отдельными демон.

Классификация Пселл демонов

Видения заманчивых демонов, что некоторые ранние (и не так рано) святых были, возможно, вдохновили девятую категорию (например, видения Антония Великого).

Идея старых женщин, посещающих Субботы было распространено во время европейского Средневековья и Возрождения , и Spina упомянул его перед Malleus Maleficarum .

Классификация Агриппы демонов

  • Вельзевул был князем Серафимов, чуть ниже Люцифера. Вельзевул, наряду с Люцифером и Левиафана , были первые три ангела, чтобы упасть. Он искушает людей, с гордостью и противостоит Св Франциска Ассизского .
  • Левиафан был также князем Серафимов, который соблазняет людей, чтобы дать в ересь, и противостоит Святого Петра .
  • Асмодей был также князем Серафимов, горит желанием соблазнить людей в разврат. Он противостоит св Иоанна Крестителя .
  • Берит был князем Херувимов. Он искушает людей к совершению убийства, и быть сварливым, спорными, и кощунственно. Он противостоит святого Варнавы .
  • Астарот был князь Престолов, который соблазняет мужчин лениться и противостоит Варфоломея.
  • Verrine был также князь Престолов, чуть ниже Астарота. Он искушает людей, с нетерпением и противодействует Святого Доминика.
  • Gressil был третий князь Престолов, который соблазняет мужчин с примесью и противостоит сенбернара.
  • Soneillon был четвертый князь Престолов, который соблазняет мужчин ненавидеть и противодействует святого Стефана.

Вторая иерархия

Вторая иерархия включает в себя Силу, доминионы и Добродетель.

  • Карро был принцем Пауэрса. Он искушает людей с твердостью сердца и противостоит Сент - Винсент и Винсент Феррер .
  • Carnivale был также принц держав. Он соблазняет мужчин непристойности и бесстыдства, и противостоит Иоанна Богослова .
  • Oeillet был принцем доминионов. Он соблазняет людей нарушить обет бедности и противостоит Сен-Мартен.
  • Розье был вторым в порядке Доминионов. Он соблазняет мужчин против сексуальной чистоты и противостоит святого Василия.
  • Белиас был князь добродетелей. Он соблазняет мужчин с высокомерием и женщин напрасными, воспитывать своих детей, как распутницы и сплетни во время мессы. Он противостоит святого Франциска де Поль.

Третья иерархия

Третья иерархия включает в себя Начальство, Архангелы и Ангелы.

  • Леверье был князь княжеств. Он искушает людей против обета послушания и противостоит сенбернара.
  • Оливье был князь Архангелов. Он искушает людей с жестокостью и беспощадностью по отношению к бедным и противостоит Святого Лаврентия.
  • Luvart был князь Ангелов. На момент написания Михаэлиса, в Luvart, как полагают, в теле сестры Мадлен.

Многие имена и ряды этих демонов появляются в ектениях шабаш ведьм, в соответствии с Жюля Garinet в Histoire де ла Magie ан Франции , и Коллин де Plancy в Словаре Infernal .

классификация Барретта демонов

Автор Малого Ключа Соломоны скопирована Иерархия демоны Вейер почти полностью, но добавил описание демонов, их уплотнения и деталь.

Ars Goetia

Ars Goetia это первая часть Малого Ключа Соломона , содержащий описания семидесяти двух демонов , что царь Соломон , как говорят, вызвал и заточен в бронзовом сосуде уплотнена магическими символами, и что он обязан работать на него.

Ars Goetia присваивает звание и титул благородства каждого член адской иерархии, и дает демон «знаки, которые они должны платить верности», или

Она у всех на слуху. Вот, скажем, демоны. Реалисты хоть и посмеются, а все же знают, что это такое. И в ночную тьму, когда ненужные мысли лезут в голову, волей-неволей тоже подумается: а может, правда, существуют? Найти список демонов ада с фото, конечно, не получится - да и не докажет это ничего, а все же поинтересоваться порой весьма полезно.

Демонология - культурное наследие народов мира

Конечно, это все лирика, а кроме того, личное дело каждого. Но подобные рассказы и мифы, легенды, передающиеся из поколения в поколения, страшные сказки, зачастую сходны в некоторых трактовках. Все они сводятся к одному названию - демонология. Мифы демонологии очень древние. Некоторые имена демонов, которые можно почерпнуть из нее, превратились в другие - дали вдохновение для персонажей литературы, изобразительного искусства и театра.

Мистика вообще всегда вдохновляла творцов. Это - огромный пласт, в котором старое можно сколько угодно показывать в новом свете и каждый раз удивлять.

Кроме того, демонологию в ее привычном смысле можно считать наследием культуры в той же мере, как и другие мифы.

Демонология, кроме всего прочего, включает в себя список демонов ада. Имена обычно расставляются в алфавитном порядке или по демонической иерархии.

Христианская демонология

Христианство представляет демонов как падших ангелов. Первый, и самый главный из них, конечно, Люцифер - бывший ангел, прекраснейший из них, посмевший возомнить себя самим Богом. Дальше христианская демонология разделяется на две ветви: первая повествует о том, что Люцифер ответственен за творение остальных злых духов, вторая отрицает возможности Дьявола творить, оставляя данный процесс только за Богом, а значит, иные демоны - также падшие ангелы, только более низкого ранга, те, которые преклонились перед Люцифером сами.

Вообще Люцифер - самый известный и самый неоднозначный образ в демонологии. Ему же приписывают имена Дьявола и Сатаны, он же является Властителем Ада, хотя в то же время указывается, что он заперт в своем королевстве, и его же слуги распаляют жар, в котором он горит. В любом случае, если рассматривать список демонов Ада, имена которых расставлены по иерархии, Люцифер будет на первом месте.

Злые духи или бездушные существа?

Интересная дилемма насчет наличия души у демонов: по христианской демонологии само название бесспорно указывает, что, разумеется, есть. Другие же источники несколько различаются по мнению в этом вопросе.

Так, например, есть теория, что падшие ангелы - это высший ранг демонов, самые главные и самые сильные из них. Остальные же - это души людей, попавших в ад и превратившиеся в злых духов. По этой теории получается, что душа у демонов все-таки есть.

Другая теория исходит из того, что демон оттого и демон, что он бездушен. Потому у них и черные глаза - ничего не отражающее зеркало души. Объяснение у теории такое, что демоны не умеют чувствовать. Вследствие всего этого человек, попавший в ад за свою греховность, страдает там веки вечные, и выбраться ему не представляется возможным даже в виде демона.

Демоны ада: список имен

Как видно, вопросов насчет демонологии существует много. Почти все из них имеют неоднозначные ответы. Есть ли что-то в этой псевдонауке определенное? Как ни странно, это имена. Так, знамениты демоны ада, список имен которых составляли демонологи: среди них есть те, которые известны из литературы даже тем, кто в общем-то далек в своей жизни от мистики, есть такие, которые напрямую связаны с библейскими событиями, а есть и те, которые могут весьма удивить своей необычайностью и в то же время подробной историей. Ниже представлен иерархический список демонов в демонологии.

  1. Люцифер (ивр. לוציפר; лат. Lucifer) (свет несущий) - Властитель Ада. После того как Люцифера низвергли с небес, его облик из прекрасного ангельского сменился на безобразный: красная кожа, рога и темные волосы. За его плечами огромные крылья, а каждый палец венчает остроконечный коготь. Сила дьявольская огромна, ему подвластно все в Аду, и все в нем ему поклоняется. С образом Люцифера связывают такие характеристики, как свобода (восстание), гордыня и познание. После падения с небес приобрел имя Сатаны. К грехам этого демона прежде всего приписывают попытку заполучить Божий престол, но также и то, что именно Люцифер подарил людям знание. В христианской демонологии его именем также является и Дьявол.
  2. Касикандриэра - жена Люцифера. Повелительница Ада. Упоминается в малом количестве источников.
  3. Астарот (лат. Astaroth; ивр. עשתרות) - первый в Аду после Дьявола. Он один из тех падших ангелов, что последовали за Люцифером и потому были низвергнуты с небес с ним же. Обладает недюжинной силой. Очень талантлив, умен и обаятелен. Он красив, и ему нетрудно вызвать любовь к себе при помощи своего очарования. Однако красоты в нем столько же, сколько и жестокости. Астарот чаще других демонов изображается в человеческом облике. В гримуарах он, напротив, уродлив, но ни в одном источнике не умаляют его силу. Популяризация образа этого демона сводится к использованию его в литературе и ином искусстве. Знаменитый Воланд, к примеру, во многом похож на Астарота. К характеристикам правой руки самого Сатаны причисляют возможность сделать человека невидимым, подарить власть над змеями, а также ответить на любой вопрос.
  4. Астарта (ивр. עשתורת) - жена Астарота. В некоторых источниках образы демонических мужа и жены сливаются в одного падшего ангела под именем Астарт. Написание обеих имен на иврите идентичны. Древние финикийцы называли войны и материнства.
  5. Вельзевул (ивр. בעל זבוב‏‎‎‎, Beelzebub) - Повелитель мух, демон Власти, командует легионами Ада. Имя Вельзевула также небезызвестно: оно иногда также называется как еще одно имя Дьявола. Этот демон чрезвычайно могуществен и считается соправителем Люцифера. Вельзевула иногда отождествляют с грехом чревоугодия, путая его с другим демоном - Бегемотом. Быть может, это потому, что облики, принимаемые Повелителем мух, разнообразны: от трехголового демона до огромной белой мухи. Данное прозвище, в свою очередь, имеет две возможные истории: считается, что Вельзевул наслал с мухами чуму на Ханаан, также причина может быть такой, что мухи ассоциируются с мертвой плотью.
  6. Буфовирт - жена Вельзевула.
  7. Лилит (ивр. ‏לילית‏‎‎‎, лат. Lamia) - первая жена Адама. Легенды о ней различны: ее называют и первой женщиной до Евы, которая была создана уже после Лилит, по ее внешности, но с нравом покорным. По этой теории, Лилит была создана из огня и потому была свободолюбивой, строптивой. Другая легенда называет первую демоницу змеей, которая также была в союзе с Адамом и, приревновав его к Еве, соблазнила ее Запретным Плодом. В Лилит величали Духом ночи, причем являться она могла то в образе ангела, то демона. В некоторых источниках эта демоница - супруга Сатаны, ее уважают и чтят многие демоны. Список имен женских начинала бы именно Лилит.
  8. Аббадон (ивр. אבאדון; лат.Abaddon) (погибель) - другое имя Аполлион. Властелин Бездны. Демон смерти и разрушения. Его имя также порой используется как еще одно имя Дьявола. Падший ангел, истребляющий все вокруг себя.

Перечислены главные демоны, занимающие высшие посты в Аду и принимающие зачастую человеческий облик. Большинство из них - падшие ангелы. Это очень могущественные демоны. Список имен на латыни дублируется русскими и древнееврейскими (на иврите) названиями.

Демоны-существа

Кроме падших ангелов, существуют еще демоны животного облика. Главные из них - Бегемот и Левиафан - огромные чудовища, созданные Богом. По легенде, в конце концов они должны сразиться в схватке и убить друг друга.

  1. Бегемот (лат. Behemoth;ивр. בהמות‏‎‎) - демон животного облика, умеющий принимать формы всех крупных зверей, а также лисицы, волка, собаки, кота. В иудейских преданиях Бегемот величается Символизирует плотские грехи - чревоугодие и обжорство. Кроме них, этот демон вызывает в людях их наихудшие черты, склоняет их к животному поведению и облику. Бегемот очень жесток и невероятно силен - сама его внешность отражает этот факт, однако на человека он также может влиять и косвенно, не прямым насилием - пробуждая у него страсть к греховности. В Аду он - Сторож в Ночи. Образ демона использовался в литературе: самый известный пример - это кот Бегемот Булгакова. Любимый шут Воланда из "Мастера и Маргариты" больше содержит характеристик от автора, чем от преданий, и тем не менее носит его имя. Также булгаковский кот обладает свойством оборотня.
  2. Левиафан (ивр. לִוְיָתָן) - огромное чудище, о котором ходит много преданий. В некоторых источниках Левиафан - это демон, один из ангелов, свергнутый с небес вместе с Люцифером. В других Левиафан называется тем самым библейским змеем-искусителем, его обвиняют в том, что именно он подал Еве идею вкусить запретный плод. Третьи утверждают, что Левиафан - не ангел и не демон, а совершенно иное существо, чудовищное творение Бога, созданное раньше, чем все живое на Земле и на Небе. В одном сходятся все эти источники, называя чудовище огромной змеей. Это дает возможность подвергнуть сомнению первую теорию о падшем ангеле. Многоголовая змея, имя которой переводится как "извивающийся зверь" упоминается в Ветхом Завете. Предполагается, что Божье творение было таковым во имя персонификации всех сил зла, и что сам Творец уничтожил Левиафана еще в доисторические времена. Однако есть и другое предание, уже указанное выше: о Левиафане и Бегемоте, чья схватка и смерть еще грядет.

Бегемот и Левиафан - существа, которых чаще величают монстрами, а не демонами, и которые являются доказательством непостижимости Божьих творений.

Семь смертных грехов

Чуть ранее были представлены главные демоны: список имен и описание. Для некоторых из них были указаны ассоциации со смертными грехами. Однако существует и более подробная классификация данного явления:

  • Люцифер - Гордыня (лат. Superbia). Возгордившись собой, Люцифер попытался занять место Бога, за что и был изгнан с Небес.
  • Вельзевул - Обжорство (лат. Gula).
  • Левиафан - Зависть (лат. Invidia). Интересная параллель со змеиным обликом Левиафана и зеленым цветом Зависти.
  • Асмодей - Похоть (лат. Luxuria). Латинское название этого греха схоже с английским словом luxury - роскошь.
  • Маммон - Жадность (лат. Avaritia).
  • Бельфегор - Лень (лат. Acedia).
  • Сатана - Гнев (лат. Ira).

Разделение вызывает недюжий интерес: получается, что Люцифер и Сатана - не одно и то же. Почему так?

Дьявол, Сатана, Люцифер - разные имена одного и того же зла?

Разные ли это демоны ада? Список так же как и русских, не отвечает полностью на этот вопрос, хотя и дает небольшую предысторию. Окунемся же в нее.

Дьявол в переводе на латынь звучит как Satan и означает "враг", Сатана - Diaboli, чье значение "клеветник", следовательно, Дьявол и Сатана синонимичны относительно друг другу. Дьявольский образ противоположен Божьему. Предполагается, что Сатана - творец и владыка сил зла, что противоречит точке зрения о том, что все на свете создал Господь. Поэтому и возникает другая легенда - о Дьяволе как о Люцифере.

Предание уже описано здесь - изгнание прекрасного ангела и причина его падения с небес. Перевод имени Люцифер происходит от латинских корней lux - "свет" и fero - "несу". После заключения в Аду он взял себе другое имя. И миру явился Сатана.

На иврит Сатана переводится как Zabulus, из чего пошло мнение, что Вельзевул (Beelzebub) можно трактовать как Баал - дьявол, и это еще одно имя Владыки Ада. Но это самая непопулярная теория - так как существует множество легенд о Повелителе Мух в качестве самостоятельного персонажа. В то же время в иудейской среде этот демон имеет большую силу, чем в традиционной демонологии.

Что же насчет Люцифера и Дьявола? Несмотря на то что есть точная причинно-следственная связь и объяснение сразу двух (а то и трех) имен, до сих пор существует иная трактовка, где это разные демоны, и им причисляют разные свойства.

Самаэль - загадка демонологии

В дополнение к предыдущему вопросу стоит упомянуть и Самаэля. Когда были представлены демоны, список и описание, он не вошел в него. Это еще точно не решено, ангел Самаэль или демон.

По обычному определению Самаэль описывается как ангел смерти. Вообще-то эти существа не относятся ни к добру, ни к злу, как не относится к этим понятиям сама смерть. Это - естественный процесс, и потому шинигами, как величают их японцы, всего лишь следят за тем, чтобы все шло своим чередом. Но Самаэль - не такая однозначная личность, иначе не вызывал бы вопросов.

Имя Самаэля часто путают с главным Божьим Архангелом. Или называют в числе семи архангелов. Говорят также, что Самаэль - есть Демиург, то есть создатель всего живого, значит, Бог.

Интересно, что вместе с этим его же часто причисляют и к демонам Ада - более того, по некоторым утверждениям, Самаэль - истинное имя Дьявола, ангельское, до падения с небес. Правда, при таком раскладе непонятно, что есть такое Люцифер.

До загадки демонологии добралось и предание о змее-искусителе Евы - имеются источники, что это и был Самаэль.

Самое же популярное описание уже было приведено: Самаэль - ангел смерти, с одним только уточнением: тот самый ангел смерти, что пришел за Моисеем.

Антихрист

Ошибочно путать с Дьяволом и Антихриста. Ключ к разгадке этой персоны лежит в его имени: Антихрист - враг Христа, его антипод. Тот, в свою очередь, как известно, являлся сыном Бога, никак не его прототипом. Именем Антихриста иногда называют всякого, кто не исповедует Иисуса Христа, но на деле это не совсем верно. "Анти" значит "против". Антихрист должен быть именно врагом Иисуса, идти против него, быть равным ему по силе.

Инкубы и суккубы

Говоря о демонах, стоит упомянуть о более мелких служащих, ставших все же довольно известными в человеческих рядах. Это, конечно, демоны-искусители плотских утех, похоти и страсти.

Женская демоническая ипостась разврата - суккуб (иначе суккуба), вопреки представлениям о прекрасной дьяволице, безобразное чудовище. Низший демон, являющийся во снах известного содержания с гораздо более привлекательной внешностью, пожирает жизненные силы человека, опустошая его. Суккубы, разумеется, специализируются на мужчинах.

Столь же малоприятная сущность и мужская ипостась - инкуб, целью которого являются женщины. Действует он таким же методом, как и его "коллега". Суккубы и инкубы охотятся на грешников, их зона атаки - разум и подсознание.

В заключение

В статье приведены только самые известные и влиятельные демоны. Список, изображения в котором иллюстрируют злых духов, можно дополнить еще такими именами:

  • Аластор - демон-глашатай.
  • Азазель - демон-знаменосец, имя которого известно почитателям Булгакова.
  • Асмодей - демон разводов.
  • Барбас - демон сновидений.
  • Велизар - демон лжи.
  • Маммон - демон богатства.
  • Марбас - демон болезней.
  • Мефистофель - знаменитый демон, который служил Фаусту 24 года.
  • Оливьер - демон жестокости.

Если же вдаваться в подробности каждой мифологии и религии, то список может содержать более тысячи имен и этим не ограничиваться. Как видно из статьи, некоторые имена задают больше вопросов, чем дают ответов: разные веры трактуют их по-разному, иногда даже сложно понять, ангел это или демон, на чьей он стороне. Много неоднозначностей и с описанием самого Князя Тьмы, его именем, его владениями, его способностями.

Существуют легенды, по которым даже сами демоны не являются злыми духами, но промежуточными состояниями между людьми и богами, не добро и не зло. Демонология хранит много секретов. Хотим ли мы их раскрыть?

ДУХИ - ЭТО ТОНКИЕ ТЕЛА
Духи (ангелы и демоны, или бесы) суть тонкие тела, в отличие от Бога, который есть Дух в ином смысле – он полностью нематериален и не зависит от времени и пространства, может находиться одновременно во всех точках пространства. Духи же тварные (ангелы и демоны) зависят от пространства – например, если он находится в одном месте, то в других местах его нет. Они в любой момент времени занимают определенное место в пространстве. Это касается как ангелов, так и бесов. Они могут чрезвычайно быстро передвигаться, но одновременно быть в двух разных местах не могут.
Католики считают по-другому. Они считают, что духи абсолютно бестелесны, как и Бог. Но это ересь и богохульство, т.к. творение приравнивается Творцу, кроме того, так невозможно объяснить многое из того, что делают ангелы и бесы. Такая позиция у католиков окончательно сформировалась и была заявлена в XVIII в., под влиянием философии Декарта, но и до этого они склонялись к таким воззрениям, каковые находятся в прямой связи с неправильным решением вопроса об исхождении Святого Духа.
Духи могут физически и химически взаимодействовать с предметами, веществами, телами, живыми существами – например, воспламенять, убивать, исцелять, переносить из одного места в другое, создавать шум, доставлять вещи, продукты, наполнять помещение светом, мраком, ароматом (или зловонием, если это бесы), управлять явлениями природы и т.д.

ПРИРОДА ДУХОВ
По своей природе ангелы, бесы и человеческие души одинаковы. Демоны – это падшие ангелы, во главе со своим начальником. Сначала его звали Люцифером (что в переводе "Утренняя звезда", "Денница"), потом стали звать диаволом, что значит "клеветник", "лжец", и сатаной, что значит "обвинитель", "противник", "истец" (в суде).
Человек первоначально имел такое же тонкое тело, как ангелы, но после грехопадения был одет в "кожаные ризы", т.е. получил грубое, дебелое тело. Чувства его огрубели, он стал неспособен видеть окружающих его духов, разве что при "отверзении очей", когда Бог на время "отверзает" органы чувств, и человек может видеть бесов или (гораздо реже) посылаемых к нем ангелов в их истинном виде.

ФОРМА И ВИД ДУХОВ
Ангелы, демоны и человеческие души имеют такую же форму и такой же вид, как человек. У них есть ноги, руки, голова, лицо, одежда и т.д. Душа человека тоже имеет форму человека ("внутренний человек"). Например, когда у человека ампутирована нога или рука, он продолжает чувствовать этот орган. Это не фантом, а реально ощущение души, т.к. тело лишилось ноги, а душа нет.
Ангелы имеют вид красивый и внушительный, демоны выглядят тоже как люди, но их черты искажены злобой и только поэтому они уродливы.
Католики считают, что человекообразный вид ангелов и демонов – это лишь видимость, иллюзия или временное принятие на себя тела, но эта точка зрения противоречит многим местам из Священного Писания, опыту святых подвижников, а также логике и здравому смыслу.

МЕСТА ОБИТАНИЯ ДУХОВ
Ангелы обитают на Небе, и там могут лицезреть Бога в том виде, в каком Он являет Себя им (в Его истинном виде Бога не может видеть никто – ни люди, ни духи, Его природа иная, чем природа Его творений, Он существует в "Свете неприступном", т.е. Его невозможно не только увидеть или познать но даже и приблизиться к Его познанию).
Ангелы а переводе значит "вестник". Их Бог может посылать на землю с различными поручениями. Ангел может принести благую весть, еду, одежду, помочь святому человеку, например, освободить из темницы и т.д., а может и убить, истребить войско или население города. Он беспрекословно выполняет волю Пославшего его, но делает это добровольно и свободно, в силу любви к Богу.
Падшие духи (или, по выражению апостола Павла, "духи злобы поднебесные") после того, как они восстали против Бога, были низвергнуты архангелом Михаилом и теперь занимают все воздушное пространство (то есть, фактически, космос), землю и ее недра (преисподнюю). Поэтому диавола называют также "князем мира сего", он управляет этим миром. После смерти и воскресения Христа власть диавола уменьшилась, но все равно весь видимый нам и окружающий нас мир остается его вотчиной. Весь воздух и все космическое пространство (пространство между землей и Небом) наполнен бесами, просто человек в своем обычном состоянии их не видит.
После крестной смерти и воскресения Иисуса Христа диавол был заключен на 1000 лет (это условная цифра, на само деле получается уже больше), до Страшного Суда, в преисподней. Таким образом, сейчас он находится как бы под домашним арестом, и видеть его вне преисподней невозможно. Поэтому если кто-то говорит или пишет, что встречался с самим диаволом, не верьте. Этот человек либо придумывает, либо сам был обманут каким-то мелким бесом.
Из сказанного ясно, что у человека несоизмеримо больше шансов встретиться с демонами (за исключением самого диавола), чем с ангелами. Мы можем часто ощущать на себе воздействия бесов даже в повседневной жизни – в виде бесовских нападений (приступов гнева, злобы, раздражения, часто неожиданных и необъяснимых для нас самих), забвения (когда вдруг самое главное почему-то вылетело из головы), рассеянности, умственных помрачений (когда мы принимаем дикие решения и совершаем глупые поступки, которым сами потом удивляемся), помыслов и прилогов, т.е. греховных, мерзких и просто вредных мыслей, подсказываемых нам бесами. Но по незнанию человек принимает их за свои собственные, ужасается, мучается, смущается, корит себя. Либо же соблазняется такими мыслями и начинает следовать им. Между тем такие мысли надо просто отбрасывать как чужие, нам не принадлежащие, открещиваться от них и делать спокойно свое дело. Бесы могут и физически воздействовать (например, человек спотыкается на ровном месте, свеча гаснет, вещь исчезает или портится и т.д.).

ЯВЛЕНИЯ АНГЕЛОВ И БЕСОВ ЧЕЛОВЕКУ
Ангелы являются человеку чрезвычайно редко. Вероятность встречи обычного человека с ангелом практически равна нулю. Если человек мало грешил и у него есть шанс успешно пройти воздушные мытарства, то он (его душа) может в момент своей смерти видеть приходящих за ним ангелов и умирает в хорошем настроении.
Бесы являются человеку значительно чаще, но тоже весьма редко. В момент смерти, если человек много грешил и у нет ни малейших шансов пройти мытарства, то он, как правило, может видеть бесов,пришедших, чтобы выдернуть его прямо из тела и утащить в ад. Ангелы если и приходят, то стоят где-нибудь поодаль со скучающим видом, прекрасно понимая, что это не их клиент. Такой человек боится смерти, плачет, кричит, не хочет умирать.
Ангелы практически всегда являются в своем истинном облике.
Бесы также могут являться в своем истинном облике (чаще всего так бывает, если их показывает человеку Бог, отверзая его очи), но могут (и очень любят и преимущественно так и делают) принимать ложные обличия и представать в виде животных, людей (например, умерших родственников, но могут и в виде живых), гномов, эльфов, русалок, прочих фантастических существ, в том числе классических чертей с хвостами, рогами и копытами, языческих богов, маленьких принцев и т.п., а также в виде ангелов, святых, Богородицы, Иисуса Христа (как, например, в заключительной главе "Мастера и Маргариты").
Поэтому необходимо быть начеку и не поддаваться бесовским проискам. Если вам вдруг является какой-нибудь святой или ангел, то надо обязательно прочесть Иисусову молитву или любую другую молитву, какую знаете (но только чтобы было однозначно ясно, к Кому она обращена, а то бес еще может перетолковать в свою пользу), перекреститься и не забыть попросить, чтобы явившийся помолился вместе с вами. Если это бес, он отвернет лицо или исчезнет. Хорошо также его перекрестить или брызнуть на него святой водой. Если это настоящий ангел или святой, то он не только не обидится, но даже похвалит за такую бдительность.
Эти рекомендации не распространяются на святых подвижников, которые особо искушаются бесами, им бесы являются и во время молитв (и даже преимущественно во время молитв). Но они сами знают, что им делать с бесами, или не знают, но в любом случае это проблема другого уровня.
Явлению духов всегда сопутствует сильный страх и ужас у человека, который видит их. В случае ангелов это страх Божий, смешанный с благоговением, раскаянием, любовью, сознанием своей ничтожности и греховности, в случае бесов – ужас, смешанный с отвращением, стеснение, смущение, тоска.

Восторженная экзальтация, до которой себя доводили западные подвижники (напр., св. Франциск Асизский, блаженный Генрих Сузо, Мейстер Экхарт, Игнатий Лойола, который, по его словам, мог в любое время по своему желанию вызывать у себя видения ангелов и Пресвятой Девы, и т.п.), не поощряется в Восточной церкви, такие опыты считаются недостоверными, опасными и чреватыми прельщением: человек может считать себя святым и думать, что общается с Богом, а на самом деле - в лучшем случае тешится своими эмоциями, фантазиями, субъективными состояниями, обманывает сам себя, а в худшем это бесовское наваждение. Явление ангелов или святых всегда неожиданно для человека, не может быть вызвываемо его собственными действиями (молитвами, призыванием), а происходит по произволению Божьему. Причины и цели этих явлений нам неизвестны, и гадать о них бессмысленно.

ОДЕРЖИМОСТЬ И БЕСНОВАНИЕ
Духи могут проникать в тело человека и занимать его, одновременно с его душой. Могут одновременно два и более духа соседствовать в одном теле. Этим занимаются в основном демоны.
Одержимый демоном человек может утрачивать способность контролировать свое поведение. От его имени и в его теле действует и говорит бес, и одержимый не несет ответственности за действия, совершенные бесом, за сказанные бесом слова. Это состояние может быть постоянным (редко) или находить временами, как припадки (как правило).

ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ БЕС, ВСЕЛИВШИЙСЯ В ЧЕЛОВЕКА
Все что угодно. Бесы разумны, чрезвычайно изобретательны и остроумны (хотя есть и тупые), обладают колоссальными познаниями. Надо учесть, что живут они вечно, не отвлекаются на еду, сон, секс, тряпки и т.п., по своим интеллектуальным и физическим возможностям принципиально превосходят человека, могут перемещаться в пространстве почти мгновенно на любые расстояния, проникать сквозь стены, невидимо присутствовать при разговорах и делах, передавать друг другу информацию на расстоянии и т.д. Поэтому неудивительно, что они могут предсказывать события, находить исчезнувшие вещи, людей и т.д. Но все равно их предсказания могут не сбываться, так как промысел Божий их знанию и пониманию недоступен. Например, если какие-то люди вышли из Иерусалима, направляясь в Антиохию, демоны могут предсказать их приход. Но эти люди могут в пути погибнуть, заблудиться, быть остановленными Богом через ангела или посланными в обход, могут сами передумать и повернуть обратно, изменить свой маршрут. В этом случае предсказание беса не сбудется. Но чаще их прогнозы не сбываются потому, что они лгут. Бес может сорок раз сказать правду и помочь, чтобы в сорок первый раз солгать и навредить, да так, что вред от этого обмана перечеркнет всю пользу от предшествующей помощи. Необходимо помнить, что это духи злобы, они ненавидят не только Бога, но ненавидят и человека как Его любимое творение, их цель – овладевать людьми и мучить их, всячески вредить людям, поработить и уничтожить человеческий род. Об этом надо помнить особенно тогда, когда бес представляется справедливым, незаслуженно обиженным, мудрым, харизматичным, остроумным, трогательным, обаятельным, глубоким, тонким, галантным, добрым, просто милым и т.д. На самом деле он презирает вас, плюет на вас, вы для него тупое мясо, и не более того.
Отсюда правило: не верить ничему, что говорит бес, даже если он говорит правду.
Наконец, бес может просто хулиганить, что они, кстати сказать, очень любят (опять вспомним Мастера и Маргариту). Его самое любимое дело – испортить всю обедню. Отсюда – такое явление, как кликуши. Кликуша – это женщина, одержимая бесом или несколькими бесами, хулиганящими в церкви. Это может быть вполне приличная и набожная женщина, мать семейства, которая в жизни ведет себя совершенно адекватно, но стоит ей прийти на литургию, как она начинает хрюкать, лаять, куковать, выкрикивать ругательства, оскорблять священника, диакона, всех молящихся. На самом деле все это выделывает не она, а бес.

ПРИЧИНЫ ВСЕЛЕНИЯ БЕСА
Самые разные.
- греховность самого человека. Потворствуя своим страстям, впадая в грех, человек сближается с бесами, сам делает шаг навстречу им, и бесы удобно с ним соединяются;
- нечтение или небрежное чтение молитв, нехождение в церковь, непричащение, в том числе по уважительной причине. Например, описано, как бес вселился в женщину, которая не причащалась 6 недель;
- чистая случайность. Например, бес может попасть с пищей, водой. Отсюда рекомендация крестить все продукты, воду, читать молитвы перед едой. Может перескочить от другого человека вследствие неудачного экзорцизма или же просто так, если вдруг вы ему понравились больше, либо для перемены обстановки;
- бывает, что Бог по Своему милосердию специально попускает вселиться бесу, чтобы спасти душу человека через измождение тела, отвратить его от грехов, которые он мог бы совершить своей волей, если бы был свободен. Если человек смиренно принимает свое беснование, не ропщет на Бога, то душа его тем спасается.
- Бог попускает вселение беса в наказание за определенный грех (убийство, нарушение обета и т.д.). Это значит, что Бог любит этого человека, хочет его исправления, чтобы тот не попал в ад. Это может случиться, и часто случается, и после искреннего покаяния, в качестве епитимии. Боголюбивый человек, покаявшись в тяжком грехе, сам просит себе епитимии от Господа, чтобы страданием и смирением искупить грех и очистить душу.
- Бог попускает вселение беса во испытания своим верным и особо ценимым людям (как, например, св. Иову были попущены разнообразные мучения от сатаны). По этой причине бес может вселиться в святого подвижника, монаха-аскета (см., например, три Слова св. Иоанна Златоуста к Стагирию подвижнику, одержимому демоном http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/08.../contents.html)

ОТНОШЕНИЕ К ОДЕРЖИМОМУ
Таким образом, в пяти случаях из шести (условно говоря) человек не виноват в своей одержимости бесом. Он скорее жертва (а может быть, и любимец Божий) и заслуживает всяческого участия, сочувствия и поддержки. Это православная позиция, католики считают по-другому, отсюда их жестокое отношение к бесноватым, которых они отождествляли с ведьмами. В православных странах, а именно, в России одно время (при Петре Первом) преследовали кликуш, а до этого – тех, кто подозревался в наведении на них порчи. Но этим занимались светские власти, церковь же выступала против наказаний, поскольку это противоречит православному учению о духах, недвусмысленно выраженному в сочинениях святых Отцов.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ВАС ИЛИ В КОГО-ТО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ, ДРУЗЕЙ, ЗНАКОМЫХ ВСЕЛИЛСЯ БЕС

Терпеть.
Терпеть.
И еще раз терпеть.
Терпеть и утешать.
Не впадать в уныние, не смущаться, не падать духом. Бодрствовать и трезвиться, не поддаваться бесовским проискам. Стараться не обращать внимания на беса, игнорировать его слова, советы, предсказания, не верить ничему, что он говорит, даже если он говорит правду или что-то полезное. Не следовать его советам, т.к. они всегда коварны.
Человека, одержимого бесом, если он православен и благочестив, поддерживать морально, а при необходимости и материально. Ни в коем случае его не чуждаться, сострадать ему, развивая в себе добродетель милосердия, на его примере постигать превратности жизни человеческой и неисповедимость путей Господних. Если ему негде жить или он добровольно возложил на себя бремя скитания, предоставлять ему ночлег. Если же это к тому же человек святой, блаженный, сильный молитвенник и прозорливец, то можно и полезно к нему обращаться за молитвенной помощью, советом, духовным наставлением.
Сам одержимый бесом должен смиренно нести выпавший на его долю крест, ни в коем случае не роптать, не жаловаться, не унывать, т.к. это смертный грех. Радоваться, что ему Господь послал такую возможность укрепить свою веру и очиститься от грехов. Усиленно молиться, часто осенять себя крестным знамением, не грешить, соблюдать Заповеди, как можно чаще исповедоваться и причащаться.
Всем окружающим рекомендуется при общении с одержимым бесом или бесами осенять себя крестным знамением, читать молитвы – чтобы бес вдруг не перепрыгнул или еще как не навредил.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ НАДО
Обращаться к экзорцистам.
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12,43-45).
Если человек не грешит, часто молится, исповедуется, причащается, то бесы против него бессильны (не считая святых подвижников, но это особая статья). Смотрите, как бес ничего не смогли сделать со св. Иустиной: http://mystudies.narod.ru/library/d/dim_rost/kyprian.htm
Если же человек этого не делает, то даже изгнанный бес легко вернется, или же вместо него вселится другой, возможно еще гораздо худший, поскольку бесы различаются по степени своей злобности, как и друих качеств, - есть более и менее злые.
К тому же, приходя к экзорцистам, куда приходит много бесноватых, можно вдобавок к своему набраться еще чужих бесов.
Далеко не всякий, кто берется изгонять бесов, действительно способен это делать. Бесы часто обманывают экзорцистов, делая вид, что уходят, на самом деле просто затаиваются на время. Бывают "экзорцисты" сами одержимые бесом и находящиеся у него в услужении, но не подозревающие об этом. Если же человек на самом деле может изгонять, то бесы ему за это жестоко мстят - мучают, избивают, устраивают поджоги и всякие неприятности, настраивают против него людей, насылают болезни, могут даже убить.
Ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно изгонять беса – сделаете только хуже.

После всего сказанного излишне предостерегать от обращения к католикам, которые вам предложат легко изгнать беса, не понимая истинной природы духов, а значит, и всех возможных последствий такого изгнания.