Три знаменитых сада японии.

Продолжительная у меня вышла пауза в Изучении... Другие дела уволокли сознание в сторону. Не хватает центризма, да...
Как правильно заметил мой добрый, озорной и... легче лебединого перышка Друг Пух, сад без хозяина покрывается пылью. Где тут моя жидкость для придания блеска изделиям из... ?:))) Ну, вобщем:) двигаюсь в изучении далее.

Мне очень понравился в Изучении японского сада цикл статей автора Фоминой А.И. Статьи отмечены мною тем, что чувствуется их авторство... проживание описанного сделанным (она практикующий дизайнер).
Я размещаю ее статью с небольшими корректировками и сокращениями, а также добавлю интересные моменты и фотографии.

"Создать сад - значит, раскрыть природу Природы, закончив деяние Творца."
Ван Вэй,
китайский художник (1699-1759 гг.)
(...слово "закончив" здесь я бы заменила словом "воплощая")

Садово-парковое искусство Японии, более чем какое-либо другое, выражает своеобразное идейное отношение японской нации к природе. Шло время, менялись эпохи. Но не менялось в Японии это особое отношение к миру природы. А во время невзгод и социальных потрясений природа и японские сады оставались, пожалуй, одним из немногих мест, где человек чувствовал себя спокойно и комфортно.
Природа в Японии всегда была объектом искусства, а не фоном для него (как на Западе).

Пейзажный стиль японского сада
Основательно - как явление - японский сад формировался в Х-ХII веках.
В ХIV-ХVI веках садово-парковое искусство Японии достигает наивысшего расцвета.
Основным ссложившимся тилем японского сада стал пейзажный. Заимствованный из Китая, он был доведён японцами до филигранного совершенства на основе национальных традиций и самобытной культуры.
На протяжении веков мастера японского сада использовали одни и те же компоненты: камни, галька, песок, вода, сосна, бамбук, мох и т.д. Компоненты сада были всё те же, но использовались они в разных эпохах, которым присущи свои культурные, религиозно-философские и эстетические особенности.
Стиль японского сада, оставаясь пейзажным, продолжал свое развитие, эволюционировал. Рождались новые разновидности садов японского пейзажного стиля, с характерными признаками конкретной эпохи.
Стилистику японского сада сформировала сама природа Японии: острова, омываемые великими водами, красивейшие горы, реки, уникальный растительный мир.
В зависимости от функционального назначения и имеющейся площади, японский сад может быть большим, как парк. Но он может быть и миниатюрным - площадью всего в 1-2 кв.метра.

Cады при императорских дворцах
Cады при императорских дворцах - самые первые сады, создававшиеся под влиянием садового искусства Китая и Кореи. Они пришли в Японию в VI-VII веках, и до нашего времени не сохранились из-за междоусобных войн, пожаров, стихийных бедствий.
В этих садах обязательно было искусственное озеро и остров, соединявшийся мостиком с берегом.
Придворная знать во главе с императорской семьей проводила время в саду с обязательным катанием на лодках, с прогулками по берегам озера.
Конечно же, по образу и подобию этих садов аристократы стали создавать сады и в своих усадьбах.
Заимствованное извне садовое искусство на японской земле очень быстро стало сплавляться с местными верованиями, со своеобразным отношением японцев к природе и своеобразным образом жизни, отличным от других стран. Это взаимопроникновение вскоре явило свету совершенно новый вид искусства - искусство японских садов.
Так появляются японские дворцовые и усадебные сады.

В Японии IХ-ХII века - это время высокого расцвета поэзии, музыки, садового искусства. Сад становится неотъемлемой частью культуры нации с его чёткой эстетической направленностью.
Искусство Японии периода Хейан, в том числе и садово-парковое, приобретает национальное звучание, очаровывая оригинальной самобытностью.
Дворцовые и усадебные сады этого времени имели двойное назначение. Они были светскими: в них отдыхала, развлекалась и праздновала знать. Но это было время культа Будды Амиды. И сады этого периода, хотя и светские в основе своей, всегда были проникнуты духом религиозно-философского отношения к природе.
Это был период формирования первого чисто японского стиля садов - стиля Дзёдо , или природного пейзажа (Дзёдо - "рай, чистая земля, совершенство").
Обязательными компонентами садов стиля Дзёдо были:
- храм;
- озеро с изрезанной береговой линией;
- острова в озере, символизирующие горы (в том числе, священную гору Сумеру - центр буддийского мироздания, или же гору Хорай - обитель бессмертных).
Создаваемый в саду пейзаж, должен был быть копией какого-то конкретного природного пейзажа.

Развитие садово-паркового искусства Японии
Конец ХII века и начало ХIII века в Японии - время социальных потрясений и кардинальных перемен. Приход к власти самурайского сословия повлёк за собой изменения во всех областях жизни общества. Не обошли стороной эти изменения и садово-парковое искусство Японии.
К этому времени в японские национальные верования, культуру и философию прочно вошло одно из направлений буддизма - дзен. Отличительной особенностью дзен была его направленность в первую очередь на человека, а не на абстрактные понятия .
Укрепление духа, понимание законов мироздания, постижение истины через самосовершенствование - эти дзенские постулаты были созвучны времени. Они быстро нашли глубокий отклик у населения в силу очень сложного исторического периода. Каждый стремился найти ответы на многочисленные вопросы, рождённые смутным временем. И дзен-буддизм, с его близким к синтоизму мировоззрением и ориентацией на конкретную личность, входил в жизнь нации, становясь не только религией, но и образом жизни. Дзен, в силу своей гибкости и практичности, очень хорошо вписывался в идеологию пришедших к власти самураев.
В японской культуре есть замечательное качество: с появлением нового, не уничтожать старое, но, изучив и видоизменив в соответствии со своим мировоззрением, соединить это новое с уже имеющимися достижениями. В результате такого подхода в искусстве появляются новые течения и направления, но с чисто японским колоритом.
Так, классический буддизм, пришедший в Японию извне, получил здесь новое звучание в форме религиозно-философского учения - дзен-буддизма. Развитие его на японской почве привело к созданию особого типа садов - храмовых и монастырских.

Храмовые и монастырские японские сады
Рождённые культурой дзен, храмовые и монастырские сады были отличны от всех предыдущих садов. Они могли вовсе не иметь растений или самое минимальное их количество. А вот камни, песок и галька стали в саду "главными героями".
Так родился новый тип японского сада, ставший наряду с сакурой, визитной карточкой Японии - японский сад камней.
Сад камней ещё называют в Японии символическим садом, или философским садом. Это одно из самых загадочных для невосточного человека явлений. Ни в одной мировой культуре не встречается больше такого сада.
Основной принцип при создании символического сада - подражая природе и учась у неё, в малом создать большое.
Создаваясь при храмах или монастырях, японские сады предназначались для созерцания. Территория сада искусственно замыкалась забором, обмазанным глиной и побеленным. Забор мог быть из бамбука, дерева, или же в виде живой изгороди.
В отгороженном забором саду, как в своеобразном микромире, размещались песок, камни, морская галька, мхи, расположенные согласно тщательно продуманной композиции, символизирующей Вселенную.
Искусство сада камней возникло из условий жизни Японии того времени - как стремление постижения идей дзен-буддизма через уединённое самоуглубление, созерцание, медитацию. Сад камней объединил в себе символизм, минимализм и, в то же время, естественность.
Сад храма Рёандзи ("храм Умиротворённого дракона") - вершина японского искусства садов камней.
РЁАНДЗИ - буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава ИэЯсу. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами.

Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад - 30 м, с юга на север - 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма.

Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз - другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами показывал людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что эта иллюзия символизирует непознаваемость мира, и узреть все камни сразу способен лишь тот, кто достиг просветления.


Еще одна загадка сада - в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.

Абстрактный японский сад
Абстрактный сад похож на предыдущий, но считается, что абстрактные сады не имеют аналогов в природе.
И здесь особая роль принадлежит зрителю, который волен мысленно дорисовывать абстрактный сад, быть его соавтором.
Автор этого сада - современный скульптор Казумаса Охира. Он создал свой сад из мелкого гравия, камней и минимума растительности, назвав своё творение очень просто - "Абстрактный сад".
Сад "Сухой пейзаж" был разработан мастерами японского садового искусства для символического изображения воды.
"Сухой пейзаж" - это всегда символическое изображение воды.
Сады с сухим пейзажем дают наиболее яркий пример влияния дзен-буддизма. Они не предназначались для широкого посещения. Такие сады интересны не только оригинальностью и своеобразием, но и тем, что могут быть созданы на самых разных по площади участках.
Сады "Сухой пейзаж" имеют два вида, весьма различающихся внешне:
1. "С водой".
У такого сада "основной герой" - песок или мелкий гравий, символизирующий воду.
Специальными граблями здесь проводятся параллельные борозды. Располагающиеся кругами вокруг камней борозды - символ распространения волн после падения камня в воду, символ отката волн от стоящей на их пути скалы. Борозды большими продольными линиями - символ безмятежного бега волн в просторе океана.
2. "Вода, которая была, но ушла".
Этот тип "Сухого пейзажа" интересен для применения в наших садах, так как предполагает довольно большой набор элементов. Это могут быть оригинально оформленные (при помощи песка, гальки, гравия) водопады, бурные реки или небольшие ручейки в сопровождении соответствующего ассортимента растений.
"Сухой пейзаж" - символ воды, который с успехом может заменить в саду живую воду. И от этого сад в японском стиле не только не потеряет своей оригинальности, но будет более "японским".

Японский сад чайной церемонии
Дзэнская культура создала ещё одну замечательную разновидность японского сада - сад чайной церемонии. Он был новым не по форме, но по его функциональному назначению. Новым в этом саду было лишь наличие специального сосуда Тсукубаи для омовения рук.
Сад, ведущий ко входу в чайный домик, выступает важным компонентом в этой церемонии, помогая участникам правильно настроиться на предстоящее действо.
Эстетика сада целиком соотносится с идеалами Чайной церемонии: простота, скромность, неброское очарование, духовное единение всех участников церемонии.
Постепенно чайная церемония становится неотъемлемой составляющей культуры Японии - сначала в буддийских монастырях какчасть ритуального действия, а потом в придворной среде в виде утончённого развлечения; затем и в остальных слоях общества, в виде собраний за чашкой чая.
Сад чайной церемонии характеризуется небольшими размерами, его обязательные части:
- дорожка, ведущая к Чайному домику;
- скамья ожидания, где гости ждут приглашения пройти в Чайный домик;
- сосуд для омовения рук;
- каменный фонарь.
Дорожка имела покрытие из неровных камней, что заставляло любого посетителя, независимо от ранга, смотреть себе под ноги. Были и специально выровненные участки дорожки, где посетители, останавливаясь, могли полюбоваться садом.
Вход в чайный домик был очень небольшого размера, и каждый входящий должен непременно наклониться, а имеющий меч оставить его у порога. Всё это символизировало равенство всех гостей, вошедших в Чайный домик.
Сформировался окончательно стиль чайных садов Японии в ХVI веке, когда чайная церемония стала неотъемлемой частью японской дзен-буддийской культуры.

Японские сады у жилого дома - тсубонива
Проблема нехватки земли на территории Японии существовала всегда, а с XIX века она стала наиболее острой. Это привело к созданию малых садов у жилого дома.
При строительстве дома, с внутренней стороны двора оставлялись небольшие открытые участки для проветривания помещений. И там делались совсем маленькие садики - цубонива (тсубонива). Они "позаимствовали" из устройства чайных садов сосуды для омовения рук, стоящие рядом с ними фонари, дорожки, ведущие к дому, большой камень - ступеньку при входе в дом.
Композиция сада у жилого дома строится на взаимоотношении фонаря, сосуда для воды - "тсукубаи" минимального набора хвойных или лиственных растений, архитектурных линий дворика и дома.
Из растительности здесь мог быть всего один куст азалии или бамбука, или крохотное деревце.

Японский миниатюрный сад
Миниатюрный сад - это оригинальный способ показать необъятность мироздания на очень маленькой площади. В искусстве создания таких садов японцам нет равных в мире!

Вне моды, вне времени

Японские сады – уникальные образцы не только ландшафтного искусства, он также японской этике и эстетике. Их концепции и символике посвящены многочисленные трактаты с предписанием строгих ритуалов. И всё это в угоду совершенству. Такой подход не случаен, так как любование природой – национальная традиция японцев.

Помимо интерьеров, оформленных в восточном стиле, наших современников продолжают очаровывать традиционные японские сады. Их выразительность и принципы формирования столь актуальны, что они появляются на приусадебных территориях в различных уголках мира, даже по соседству со сверхмодными строениями из стекла и бетона, придавая окружающей среде столь необходимую для человека положительную эмоциональную энергетику.

Японский сад - сложное для восприятия произведение садово-паркового искусства, которое, как и любой другой аспект необычной для европейцев культуры Страны восходящего солнца, невозможно понять, не углубившись в ее историю, традиции и религиозные верования. Нужно учитывать и тот факт, что к природе японцы относятся не так, как европейцы: они считают, что ее нельзя постичь логически, а только интуитивно.

Сады отличаются дизайном и назначением. По характеру рельефа их делят на холмистые и плоские, а в зависимости от доминирующего элемента оформления на сады мхов, воды, камней, папоротников. Сады устраивали при дворцах, храмах, частных домах. Дворцовый сад занимал большую площадь, которую пересекало множество дорожек для прогулок. Здесь были декоративные элементы и небольшие павильоны, из которых открывались прекрасные виды. В отличие от дворцовых, сады при храмах служили для созерцания и медитации. Домашние сады, как правило небольшого размера (от 3-4 м2 до нескольких десятков соток), в основной массе представляли миниатюрные копии ландшафтов.

Первым руководством, дающим ключ к расшифровке этических и эстетических канонов садового искусства, была "Тайная книга садов" (Сакутэй-ки, XII век). В XV веке ее дополнили "Планы ландшафтов и загородных домов", сопровожденные чертежами и комментариями в прозе и стихах.

Этот сад в японском стиле органично вписался в украинскую природу. Здесь есть и вода, и камни – основные элементы сада, и чайный домик, и “горбатый” мостик

Искусство садов дзэн. Искусство японских садов издавна связано как с буддизмом, так и с культом синто (от синтоизм - древняя религия Японии), который обожествляет деревья, камни, воды рек и озер, где обитают ками - невидимые духи природы. Основное влияние на формирование сада оказали монахи, исповедующие дзэнбуддизм. Сады, проникнутые философией дзэн, стали чудесным претворением в жизнь столь характерного для японцев стремления к идеалу прекрасного. Для постижения мира, смысла жизни очень важно созерцание природы и отдельных предметов, эстетическое восприятие и глубокое чувственное переживание, чтобы среди кажущегося постоянства вещей уловить их сиюминутность. Несмотря на то, что при создании садов руководствовались в первую очередь эстетическими принципами, все его элементы, как это свойственно Востоку, несли свою символическую нагрузку. Поэтому зрительные образы, предстающие перед глазами зрителя, только часть информации, которую несет в себе каждая композиция сада. Чтобы представить образ, который имел в виду мастер (садовник), нужно знать толкование символов.


Сад мхов – прекрасное место для отдыха. Обилие зелёного цвета способствует умиротворению и душевному покою

Самый старый тип сада - "сад мхов" (Кокэдэра), или плоский сад, спланированный в XIV веке. В нем было озеро и возвышающиеся над его гладью островки, символизирующие рай Будды. Лужайки, составленные изо мхов разных сортов и оттенков зеленого цвета, создавали иллюзию покоя, так необходимого для уединенного размышления. В отличие от Кокэдэра, сад Тэнрюдзи состоял только из камней и зарослей кустарников, которые были подобраны и расположены таким образом, чтобы в любое время года можно было любоваться их цветением. Немало садов в Японии построено на основе сюжетов из древних поэм: "Семь растений весны", "Семь цветов осени" и др.

Самые необычные сады, не имеющие аналогов в садовом искусстве других стран, - сухие ландшафты, состоящие из гальки, песка и камней. Именно в них наиболее полно представлено учение дзэн-буддизма. Сад камней не фрагмент природы, а ее символ, место умиротворенного созерцания. Учение дзэн в отличие от школ традиционного буддизма - путь, ведущий посредством медитации, созерцания мельчайших деталей повседневности к озарению. Для его постижения можно включить в произведение (будь то живопись или ландшафт) незавершенный фрагмент или пустоту, чтобы зритель воспринял и дополнил его фору и композицию, постиг его символику и интуитивно завершил замысел автора.

Сад камней. Самые знаменитые "сухие сады" находятся в Киото за оградой монастырей Реандзи, Дайтокудзи, Нансэндзи,Дайсэнин, Регэнин. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно только пройдя через храм, а созерцать - только сидя на веранде храма. Обычно такой сад представляет собой площадку, засыпанную белым гравием, "расчесанным" граблями на тонкие бороздки, которые можно ассоциировать с рябью воды (вода - важный компонент сада, она символически изображается на гравии параллельными волнистыми линиями или в виде концентрических кругов, наподобие тех, которые образуются на ее поверхности ступавшего камня). Каждый день монахи разглаживают граблями поверхность, чтобы никакой след - даже от дуновения ветра - не нарушил правильность линий. В саду Реандзи (XVI век) на площадке из гравия расположены 15 камней разной формы и высоты. Они образуют пять групп, каждая из которых обрамлена зеленым мхом. Главная загадка заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней. Задача посетителя - наблюдая застывшую картину, заставить свое сознание создать реальный зрительный образ, увидеть и медленно погружающийся в воду камень, и плавно расходящиеся концентрические круги, заставить работать воображение, чтобы понять через созерцание и медитацию истину, ведь мир таков, каким мы его представляем. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое.

Сад для чайной церемонии. На краю японской усадьбы в маленьком саду строился чайный павильон, специально оборудованный для уединения и созерцания. Планировка сада полностью подчинялась этикету чайной церемонии. Во внешней части имелась скамья с навесом место для ожидания церемонии. Внутренний сад окружал чайный павильон. В композиции чайных садов обязательно присутствуют несколько бесформенных камней вдоль тропинки из разноцветной гальки, ростки бамбука, каменный фонарь, родник и при нем бамбуковая ложка с длинной ручкой для омовения перед чайной церемонией. Растительность в саду неброская, потому как ничто не должно отвлекать от ритуала чаепития. Породы деревьев подбирают так, чтобы их темная листва вызывала ощущение гармонии, чистоты, тишины и естественности.


Японцы всегда смотрят из дома вовне, наблюдая монохромный пейзаж, открывающийся при раздвинутых наружных стенах

Символизм сада. Японские сады - воплощение великого в малом. Их знаковые системы аналогичны идеограммам иероглифического письма, а значения элементов и их сочетаний зафиксированы в руководствах по садовому искусству. В основе схемы символического ландшафта лежит сочетание знаков горы и воды. Так, например, пруд символизирует океан, а камень - гору. В то же время не имеет особого значения используемый материал: поверхность песка или гравия может обозначать воду, группа камней - водопад или конкретный живой образ - переправу тигра с тигрятами через бурный поток. Сопоставление горы и воды воплощает учение о противоположных началах инь и ян, чередование и взаимопроникновение которых - основа всего сущего (светлое мужское начало обозначается горой или камнем, темное женское - водой). Для японского сада не особенно важен вид используемого растения, главное - заключенная в нем символика, образ, рожденный формой, запахом, цветом, историческими событиями, связанными с ним традициями. Одно из любимых растений - сосна - символ долголетия, вечности и постоянства, а из известных - сакура, олицетворяющая стойкость и чистоту, поскольку ее цветки никогда не вянут на дереве и облетают свежими. Бамбук символизирует благородство, мужественность и стойкость, поэтому во многих садах высажены бамбуковые рощи. Лотос означает чистоту, не подверженную воздействию негативных проявлений реального мира. Он тесно связан с образом Будды, которого часто изображают сидящим в цветке лотоса.

Слияние дома и природы. Включение природы в жилище - давняя японская традиция. Сад разбивается для того, чтобы им любоваться, сидя на примыкающих к дому галереях, которые выполняют одну из главных задач - обеспечивают пространственный переход от интерьера к окружающей среде. Единство природы и дома, размеры помещений которого варьируются с помощью раздвижных перегородок, позволяет жить в условиях естественного освещения и климата. Здесь нет и намека на противопоставление постройки и окружения - интерьеры растворяются в ландшафте, их структура создается с учетом перспектив, направленных вовне, связывается с приметными особенностями пейзажа. Дом и сад тематически и композиционно всегда стараются увязать друг с другом. Используемые для оформления сада элементы зрительно и логически связывают как с домом, так и друг с другом и тщательно подбирают в соответствии с чередой впечатлений и мыслей, которые должны пробуждать медитативное созерцание сада.

Принципы создания малого сада. По сей день каждый японец, имеющий у себя во дворе клочок земли, непременно устроит в нем садик с миниатюрным водоемом, в котором будут плавать разноцветные карпы, особо почитаемые и символизирующие мужество. Ограниченность территории привела к культивированию небольших, искусственно созданных садов, планировка и оформление которых воспроизводили многообразие видов и форм природы. Для их создания использовали местные природные условия, а также искусственно созданные насыпные холмики, извилистые тропинки, пруды, речки с каскадами и крутыми мостиками, перекинутыми через пороги, беседки, специально высаженные живописные группы деревьев, лужайки с декоративными павильонами. Площадки и дорожки оформляли, вводя мелкие детали: камни, карликовые деревья, кустарники, мох, цветы.

Среди разнообразия японских садов наиболее популярным и распространенным является тсубонива - сад малых размеров, ограниченный небольшой территорией приусадебного двора. Самые маленькие сады размещаются даже в узких проемах внутри зданий, в пространствах между внутренними и внешними перегородками (при условии достаточной освещенности и вентиляции). Для создания тсубонива необходимо лишь небольшое количество элементов: основных, которые привлекают внимание, и подчиненных. Структура последних зависит от взаимосвязи основных. К основным относятся каменный фонарь и каменная чаша для родниковой воды. Фонарь - символ миропорядка. Его элементы образуют иерархическую последовательность и несут в себе знаки огня, сконцентрированного внутри объема, который символизирует землю, покоящуюся на мировых водах под сенью небес. Внутри современных фонарей обычно расположена мерцающая электрическая лампочка, которая освещает путь в темноте и направляет внимание на отдельные элементы ландшафта. Существует много разновидностей фонарей, каждый из них имеет свое происхождение и место в саду. Они берут свое начало от ритуальных курительниц благовоний, расположенных перед залом Будды.

Лаконичный набор немногочисленных элементов малого сада требует гармонии между вертикалью и горизонталью. В основном, самом большом камне устраивают чашу (углубление) для воды, которая вытекает по бамбуковой трости. Иногда вода поступает в чашу через вертикальный канал, непосредственно устроенный внутри камня. Ритуальная чаша для омовения рук цуку - бай имеет японское происхождение. В древности камни с естественными углублениями посередине использовали для хозяйственных нужд, а затем и для символического очищения перед входом в синтоистское святилище. Позднее эта традиция перекочевала в буддийские храмы (процедура лить воду на руки означает в буддийских практиках завершение дела).

Камни и вода считаются основными элементами сада. Камни в зависимости от формы, фактуры, даже от породы и положения (вертикального или горизонтального) могут иметь характер инь или ян, выраженный более или менее ярко. Сопровождающие цукубай камни, как правило, только горизонтальные. Долгое время использовали преимущественно необработанные камни, а если уж их касалась рука человека, то они все равно не должны были отличаться от природных. Редко можно встретить в саду гладкие валуны. Предпочтение отдается камням с острыми сколами и явно выраженной слоистой структурой. Обычно используют гранит, андезит, хлорит, базальт, имеющие насыщенно серую или красноватую окраску.

Второй важный элементе саду - вода. Она может быть представлена в виде пруда, ручья, водопада. Течение воды сопровождается постоянным журчанием перетекающих струй, шепотом потоков, скользящих по поверхности камней. Согласно традиции синто текущая вода охраняет от злых духов, очищает душу и тело. Человек, проходя через водный поток по мостику или скользя взглядом по ручью, очищается и обретает душевный покой. Если воды на участке мало, ее заменяют светлым крупнозернистым песком, гравием, а в современной практике - мраморной крошкой, гранитным отсевом, на поверхности, которых граблями рисуют волны.

Секреты разбивки сада

В XII веке для мастеров сада и создателей композиций из камней было составлено руководство по садовому искусству Сакутэ-ки, приведенное в "Тайной книге японских садов". Вот некоторые выдержки из него. "При устройстве сада всегда вспоминайте знаменитые пейзажи страны, их общий вид и важнейшие составляющие. Тогда и в ваших садах вы добьетесь гармонии природы и своих замыслов.

Привезите в сад побольше камней - и больших, и маленьких. Сохраняя их естественное положение, отделите "стоячие" камни от "лежачих". Оцените, как смотрится каждый камень - сверху, снизу, сзади и спереди. Затем определите место в саду для доминирующих камней. "Лежачий" камень не должен стоять, а "стоячий" лежать. Иначе духи камней возмутятся, и ваша семья пострадает. Композиция у подножия холма требует большого количества камней. Они будут одновременно укреплять его и оставлять впечатление мощи.

В отдаленном уголке сада камни должны быть небольшими, как бы случайно оставленными и забытыми здесь. Композиция из камней не должна быть навязчивой или замысловатой. Пусть лучше они будут как бы случайными. Высокие камни должны устанавливаться лишь в исключительных случаях, например, вокруг водопада, на краю острова, перед холмом. Камни не должны быть выше метра. Не следует располагать камни ближе, чем в метре от жилища, в противном случае хозяин будет не в состоянии там жить и сад придет в упадок. Прежде чем вырыть пруд и размещать в нем камни, заранее подумайте, как он будет вписываться в общую композицию сада, гармонировать с каждым ее уголком. Тут важны и форма пруда, и выбор места для острова. При насыпке острова нужно исходить из общего вида сада, определить размеры острова и водоема. Как правило, в пруду насыпается остров, а вода согласно китайской традиции должна течь с востока на запад. В устье течения устанавливается валун, вершина которого должна быть на 12-15 см ниже уровня павильона для ловли рыбы: по нему измеряется уровень воды".

Ритмы, формы, цветовое решение элементов символически связаны с природным ландшафтом, непринужденно и естественно передают многообразие живой природы. В саду преобладают спокойные зеленые, серые и коричневые тона. Легкие цветовые контрасты образуют лишь чередующиеся цветы и плоды, которые знаменуют смену времен года и вносят ощущение цикличности и быстротечности времени. Мужской мажорной природе ян соответствуют более яркие и теплые оттенки растений с доминирующей вертикалью. Таковыми являются клены (японский и веерный клены, отличающиеся необычайно красивой формой кроны и листа, яркой осенней окраской), высокорослый бамбук, сформированные осью некоторые виды сосен. Женской минорной природе инь соответствуют папоротники, нимфеи, плотные кулисы низкорослых форм бамбука, стелющиеся формы можжевельника. Как правило, растения инь имеют холодные опенки и более глубокий тон. Растения, соответствующие инь и ян, не перемешивают и не смешивают с основными элементами сада, представляющими противоположное начало. Композицию сада подчеркивает ритм вертикалей бамбука и яукубы, горизонталей мшаника и водных растений. К вертикалям и горизонталям добавляют диагонали растущих кленов, сосен, азалий.

Мнение специалиста

Для строительства японского сада как произведения садово-паркового искусства, тем более, если мы говорим о большом саде, необходимо подобрать хорошую команду, от проектировщиков и консультантов до поставщиков и строителей. Управлять ею должен человек со знанием восточной философии, архитектуры, дизайна, строительства, а также разных инженерных систем.

В японском саду кроме разработки основной концепции сада большое внимание уделяется сооружениям и деталям. Здесь нет случайных предметов, все продумано до мелочей: например, очень важно как, где и какие будут лежать камни. Ведь что хорошо продумано, легко строится. Поэтому проектирование объекта имеет такое большое значение.

При строительстве японского сада кроме эстетических задач мы столкнулись с множеством инженерных проблем, таких как гидротехнические (укрепление берега, строительство острова), постоянное изменение уровня воды (весной он поднимается на 2 м), в связи, с чем необходимо было сооружать насосную станцию. Чтобы уберечь воду в озере от цветения и ряски, пришлось предусмотреть ее биологическую очистку. А чтобы любоваться садом можно было и в вечернее время, установили наружное освещение территории с учетом того, чтобы светильников не было видно ни ночью, ни днем. Помимо перечисленных пришлось решать множество других проблем. Но когда все работы позади и ты видишь красоту конечного результата, слышишь подтверждения японцев, что получился действительно японский сад, ощущаешь удовлетворение заказчика, все проблемы, связанные со строительством, отходят на второй план. Слава богу, что в нашей стране находятся люди, вкладывающие деньги не только в коммерческие проекты, но и в красоту.

Одна из проблем создания японского сада в наших условиях - растения. На японских островах климат теплый и влажный, поэтому приходится для многих видов подбирать альтернативные варианты. Так, например, визуальный образ сакуры передают с помощью вишни, сливы, абрикосового дерева. Японский клен заменяют маньчжурским, татарским или приречным. Из хвойных пород обычно высаживают горную сосну, кедровый стланик, пихту бальзамическую и различные можжевельники. Из цветущих кустарников - рододендроны и азалии, их обязательно укрывают на зиму. Мхи переносят из мест естественного произрастания или заменяют их седумами и камнеломками.

Ландшафты традиционного японского сада не предполагают широкой гаммы цветов, более характерной для садов запада, в которых цветочное оформление часто является самостоятельным или главным композиционным элементом. В японской традиции садовые цветы служат дополнением к чему-либо, усиливая впечатление. В основе этого лежит философский принцип, смысл которого сводится к тому, что природу не следует "улучшать" или "украшать", можно лишь подчеркнуть красоту и гармонию, которая уже заложена в ней.

Японский сад не является застывшим слепком природы. Изначально, при планировании, продумывается его облик в разное время года. Тщательно подобранные растения вносят в сад жизнь, ощущение ее трепетности и цикличности, благодаря чему возникает ощущение непостоянства, неуловимости момента, течения времени. Здесь минорная грусть зимы сменяется весенним подъемом, после чего наступает торжество яркого, насыщенного красками и теплом лета, за которым неизбежно приходит грусть осени.

По мотивам журнала “Красивая усадьба”

А вы бывали в японском саду, наслаждались его загадочностью и умиротворенностью? Приходилось ли вам, слившись с природой, отдаться мыслям о жизни простых, вечных вещей? Если нет, то обязательно посетите это волшебное место — японский сад подарит душевную гармонию и спокойствие, оставит в памяти наитеплейшие воспоминания. А ознакомившись с концепцией японского садового искусства, вы сможете создать уголок или сад в японском стиле у себя на участке.

Искусство из древности. История развития японского садоводства

VI–VIII вв. Период Нара

Первый японский сад появился еще в VI веке, он был разбит на территории императорского дворца в древней столице Японии Нара, она была отображением китайского города Чаньчань. Тогда идея садового искусства была позаимствована у Китая, так же как и некоторые основы японских традиций и культуры.

Сады того времени имели два основных элемента – камни и воду (скелет и кровь сада). Тогда же японцы начали придавать смысл всем предметам, использовать символику. Большой, тяжелый камень символизирует защищенность, водопад – начало жизни и т. п. Далее, сады развивались согласно духу времени.

IX–XII вв. Период Хэйан

Время перемен и возведения новой столицы Киото, которая отличалась подлинными японскими особенностями. В этот промежуток времени формируется новое направление в садовом искусстве – сад чайной церемонии, в его концепцию был включен островок живой природы с чайным павильоном.

XV в. Период правления сёгуна Асикана

Начало развития совершенно новой, простой и загадочной формы аранжировки – композиции, выставленные в нише токонома.

XIX–XX вв. Морибана

Садовое искусство Японии, просуществовавшее века, меняется и подстраивается под спрос Запада (западного интерьера). К основной особенности веяния Морибаны можно отнести появление в садах низких и плоских напольных ваз.

С начала своего становления сады Страны восходящего солнца менялись в соответствии с культурой разных времен, несменной опорой перемен были религиозные убеждения буддизма и синтоизма. Основы современного японского садового искусства сформировались и закрепились ближе к XIX веку. Японский сад — это образ мира и живой природы в миниатюре.

Философия японского сада

Мы привыкли к садам, заполненным растениями и элементами декора. В современном понимании сад – это участок, на котором нет места пустоте, а ключевым моментом японского сада, наоборот, является обилие свободного пространства и пустот, что может вызвать чувство беспокойства у современного человека, однако, стоит прочувствовать атмосферу японского сада и беспокойство проходит, на смену ему приходит приятное умиротворение.

«Без ничего нельзя получить что-то»

Незаполненные пространства «ма» подчеркивают окружающие предметы, или элементы сада подчеркивают пустоту, определяют пространство – это олицетворение всем известных переходящих сил двух начал «инь» и «ян». Этот сложный для создания японского сада принцип является основополагающим.

«Ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно»

Существует еще два довольно сложных, но очень важных в создании сада понятия – ваби и саби, их непросто объяснить, они являются частью японского мировоззрения, эстетики и культуры. «Ваби» это скромность и простота, обладающая внутренней силой, «саби» это олицетворение подлинности, старины и неподдельности. Философским значением этих понятий присущих японской культуре является красота несовершенного, простого, естественного, незаконченного и лишенного излишеств.

В дзенском понимании мира понятия «ваби» и «саби» представляют собой выход за пределы материального мира, ближе к простой, земной жизни, где внешняя оболочка предметов не существенна, куда важнее то, что находится внутри, глубинная суть. Японский сад предназначен для того, чтобы человек смог прочувствовать красоту обыденного, простого, не зацикливаясь на внешнем облике окружающих предметов.

«Природа – это идеал, к которому следует стремиться человеку»

Система японского садового искусства основывается на совершенном и прекрасном мире нетронутой земной природы. Японские садоводы не меняют природу, они используют то, что есть под рукой, подчеркивая всю необычайную красоту первозданности.


Миниатюрная модель мира

Японский сад – это природный, естественный ландшафт, представленный в миниатюре. Войдя в это загадочное место, вы не увидите его полностью. Отличительной особенностью японских садов является грамотное разделение территории на участки (камеры), которые представляют собой отдельные совершенно новые укромные уголки с индивидуальным обзором и элементами декора.

Всю красоту сада, его секреты и тайны можно рассмотреть, только войдя в него. Так как японский сад спрятан от посторонних глаз, в его ограждении могут быть небольшие отверстия, заглянув в которые вы увидите лишь самую малую его часть.

Символизм

Понятие «японский сад» — это философия, где каждый элемент сада играет не только декоративную роль, он также наделен индивидуальным значением (символом), которое необходимо чувствовать и понимать, любая деталь японского сада непременно должна занимать свое место.

Понять символику каждого элемента легче, если вы знакомы с культурой и философией Японии, но можно попробовать разобраться в символах иначе. Войдя в сад в японском стиле, вы остаетесь один на один с природой, погрузившись в созерцание пейзажа и отпустив свои мысли, можно дать волю фантазии, она поможет прочувствовать атмосферу сада и понять смысл композиций.

Ключевые элементы японского сада

Ворота

Издревле ворота в Японии говорили о социальном статусе семьи обитающей за ними. Изначально они состояли из двух столбов с верхней поперечиной, позже появились ворота с крышей. В то время аристократы соревновались в постройке изысканных ворот, а в частных домах можно было устанавливать их исключительно чиновникам, но со временем запрет частично пропал, простой народ смог устанавливать ворота только с XIX века.

Известно несколько типов ворот: в садах чаще встречается П-образное сооружение (крыша на двух столбах) либо ворота с одной створкой без крыши. Материалом для покрытия крыш служат черепица, медь, железо или тес. Створки делятся на раздвижные, двустворчатые или одностворчатые, а изготовлены они из металла или дерева. Ширина ворот разнообразна, в зависимости от размеров сада.

Стены и изгороди

Все виды оград в японских садах модно поделить на 4 типа:

  1. Стены, защищающие сад от посторонних глаз.
  2. Изгороди, скрывающие любые недостатки сада либо технические сооружения.
  3. Ограждения, делящие сад на зоны, — их высота не больше двух метров.
  4. Декоративные изгороди, калитки и ворота, не несущие знаковую нагрузку, являющиеся частью композиции.

Цукубаи

Сосуд для омовения, им можно воспользоваться присев на корточки. Посетители должны помыть руки и ополоснуть рот, а также умывание в цукубаи очищает сердце и мысли.

Типы цукубаи

  • Естественный – пробивается углубление в камне примерно 12 или 30 см в диаметре, в зависимости от величины камня. Декор для цукубаи такого типа не предусмотрен.
  • Подражательный – изготовлен в подражание сосудам, используемым в саду. Он может быть в виде круглой монеты с отверстием в центре, чашечки для саке и т. д.



Сикаодоси (содзу, сисиодоси)

Раньше сикаодоси использовали в сельских районах, в качестве пугала. Устройством отпугивали крупных вредителей полей и огородов. Работает устройство так – вода, текущая из какэхи, наполняет переднее колено бамбуковой трубки с закрытыми перегородками, труба переворачивается, вода выливается и она возвращается в исходное положение. Противоположный конец трубы при возврате ударяется о камень, бамбук издает отпугивающий сигнал – стук. Сейчас элемент выполняет декоративную функцию и оживляет сад приятным журчанием, а постукивания придают динамики общей обстановке.

Фонари

Идея каменных фонарей была позаимствована у Китая, в садах они выполняют функцию освещения или служат эстетическим целям. Практически все фонари делаются из камня, но также не исключено использование дерева или металла. Чаще в садах устанавливается только один фонарь, исключением можно назвать чайный сад, где их может быть несколько.

Конструкция состоит из опорного камня, самой опоры, подставки для камеры светильника, камеры, крыши и навершия. Фонари встречаются пьедестального типа (татигата) для больших садов, скрытого типа (икэкомигата) для небольшого сада и установочного типа (окигата), они устанавливаются около водоемов. Еще один тип – юкими (фонари для любования снегом) также устанавливается возле водоемов.


Пагоды

Многоярусные башни, которые несут культовый характер. Количество ярусов варьируется от 3 до 13, соблюдается нечетность. По форме пагоды бывают квадратные, круглые, шести и восьмиугольные. Изготавливаются они из дерева или камня, конструкция состоит из отдельных, незакрепленных блоков, поэтому материал для каждого яруса должен быть тщательно подобран, а также следует позаботиться о надежном основании, оно может быть обсыпано гравием либо забетонировано.

Пагоды устанавливают возле водоемов, под искусственной горой или недалеко от толстого дерева, большого камня или ограды, на развилке тропинок.

Мостики

Мосты в японском саду не всегда являются переправой между берегами. Зачастую они играют больше магическую и символическую роль, некоторые являются декором (например, мостик, покрытый дерном).

Каменные мосты изготавливаются из удлиненных плит или плоских камней, поверхность моста возвышается над прилегающей к нему дорожкой на 10 см.

Яцухаси, название состоит из двух слов (яцу означает «восемь», хаси – «мост»). Необычный вид моста, состоящего из восьми зигзагообразно расположенных полотен. Устроен он так, чтобы посетитель проходил по нему неспешной походкой – в случае если мост деревянный, то он состоит из ничем не закрепленных поперечных досок, уложенных на горизонтальные балки. Яцухаси несет глубокий смысл.

Символизм заключается в сакральном значении числа 8 (восьмеричный путь постижения истины). Яцухаси может состоять из другого количества полотен, главное, чтобы их число было символичным. Число 5, например, может символизировать 5 буддистских заповедей или 5 основных элементов (огонь, вода, металл, земля и дерево). Число 3 – символ буддистской триады или 3 священные реликвии синтоизма.

Беседки

В японской архитектуре относительно деревянных построек существуют определенные требования, такие как модульность и каркасность. Несущие детали всего сооружения это поперечные балки и столбы (каркас постройки). В качестве модуля площади постройки используется соломенный мат прямоугольной формы. Беседка служит навесом над скамейкой и может устанавливаться в месте, открывающем живописный вид. В беседке могут быть круглые окна, символизирующие луну.


Стили японских садов

Японский сад – пример простой и неиспорченной природы представляет собой некую геометрическую композицию, которая состоит из трех главных стилистических направлений.

  • Tsukiyama – стиль наиболее точным образом отражает мир природы в миниатюре. Тут есть место величественным холмам, бурным потокам и степенным водоемам.
  • Стиль Karesansui (сухой пейзаж) – представление о спиритизме Дзен. В данном стиле используется гравий и песок, компоненты олицетворяют реки и моря, например, поток воды в таком саду представлен белым песком. Также используются камни – водопад представлен большим валуном, а лодка или гора камнями меньших размеров.
  • Chaniwa. Этот стиль подчеркивает простоту, обычность и избегает эффектности. Главными элементами сада в стиле Chaniwa:
    • Каменный фонарь (ishidõrõ);
    • Бассейн и ковш из камня (tsukubai), его используют посетители, моют руки и ополаскивают рот, перед тем как входят в чайный павильон;
    • Труба из стебля бамбука, по которой течет вода (kakei);
    • Обязательный элемент стиля – каменная дорожка (tobi ishi);
    • Небольшой камень округлой формы, перевязанный крест-накрест соломенной веревкой, он указывает на запрещенную для прогулок посетителей зону (sekimori ishi).

Типы японских садов, нюансы обустройства

Сад камней

В Китае верили, что в просторах Восточного моря скрыты острова бессмертных, и главному из островов они дали имя Хорай. Тогда появилась идея создания миниатюрной копии этих островов, изначально это были пруды с небольшими островками, позднее появились сухие сады, где в роли воды выступал расчесанный песок, а камни в небольшом ореоле импровизированной суши олицетворяли острова.

Со временем появилась идея выкладывать камни по образу священных животных – черепахи и журавля, символы долгой жизни, воспарения человеческого духа и глубины познания. Можно встретить символичные композиции в виде какого-либо мифического персонажа, священную гору Сумэру и даже Будду. Истинный смысл, заложенный в идею сухих садов, может понять только владеющий древним языком символов, остальным остается довольствоваться эмоциями от созерцания уникальной эстетики сухого сада камней.

«Монахи, договаривающиеся с камнями» – так прозвали мастеров, разыскивающих камни красивых форм с внутренним божеством, священнослужителей, умеющих показать красоту и таинственность камней путем правильной их расстановки. Позже монахи начали подвергать камни несущественной обработке, для получения более удачной и красивой формы. В то же время они стремились оставить естественный вид камня.

Сейчас сакральный аспект при создании сада камней не так актуален, однако полностью не забыт. Японцы сохранили трепетное отношение к садовым камням. Например, растение истинный ценитель сада может поливать по необходимости, а вот камень ежедневно, при этом испытывая наслаждение от его внешних изменений под воздействием воды.

В основе названия сада выступает главный его герой – камень, но это совсем не значит, что в нем не может быть воды, дорожек и растений. Со временем было обозначено несколько основных принципов создания сада камней.

  1. Объект поклонения. Для Японцев камень во все времена был предметом поклонения, веры и примером естественной красоты. Огромный камень Японцы никогда не относили к обычному минералу, они по сей день считают, что в нем обитает божество. В наше время в японских садах встречаются такие расстановки камней, как горы «Сюми», «Хорай», «Три драгоценности» (Будда, дхарма, сангха), а также композиции на основе народных поверий – острова журавля и черепахи.
  2. Второй принцип касается подбора камней по различным факторам:
    • Форма – наиболее важный момент в подборе. Если камни используются в группе, то вполне допустимым будет наличие изъяна в одном из камней, это придаст гармонии всей постановке. А вот пейзажный камень должен иметь подходящую форму под характер местности, в которой он будет размещен.
    • Естественный облик – камень, изменившийся со временем под воздействием природных факторов, является наилучшим вариантом для сада, так как он символизирует старину и спокойствие.
    • Цвет – пестрые, излишне блестящие камни не лучший вариант для сада в японском стиле. Следует подбирать камни со спокойным неброским цветом и глянцем.
    • Камни с чужеродным включением очень ценятся, включения учитываются при выборе направления сторон камня при его установке.
    • Твердость – ценны особо твердые породы, они больше подвержены природным воздействиям на внешний вид.

Икиои – это сила, энергия и мощь камня, она рождается из форм, включений и размеров. Икиои – важный фактор при установке камней.

  1. Сбалансированное расположение камней. Способ установки камней зависит от цели, преследуемой при разбивке сада. Однако не следует создавать фронтальных композиций, это испортит динамику. У водоемов следует располагать камни только в ключевых точках, а при моделировании гор важно избегать горизонтальной симметрии.
  2. Количество камней. Японцы любят нечетность, это касается и количества камней в композициях сада.
  3. Табу при расположении камней: близкое расположение камней одинаковых по высоте, форме и объему. Композиции из разноцветных камней. Речные, морские и горные камни не могут составлять одну композицию. Камни нельзя располагать параллельно линии постройки и на одной линии по вертикали. Не нужно игнорировать включения, а сила духа камней (Кисэй) должна работать в одном направлении.

Важно чтобы все композиции из камней образовывали образ треугольника. При установке камней нужно создать образ устойчивости, для этого камень можно закопать как наполовину, так и незначительную его часть. Камень, вертикально стоящий в природных условиях, можно таким же образом выставить и в саду, но он не должен выглядеть падающим. Для удачного выражения силы и движения применяются ступенчатые установки.

Особая сложность заключается в установке главного камня, остальные как бы ему подчиняются. Главный, как правило, самый большой камень нужно ставить на заднем плане, очень редко его устанавливают на передний план.

Песчаные узоры

Издревле служители синтоистских храмов создавали образ чистоты при помощи мелкой щебенки или светлого гравия, посыпали ими площадки, этим же способом пользуются садоводы при создании сухих садов, олицетворяя образ воды, сейчас чаще используют песок. На нем садоводы при помощи специальных утяжеленных граблей оставляют различные узоры, например, узор из волнистых линий символизирует проточную воду, а прямые воду стоячую. Любой узор должен гармонировать с остальными окружающими элементами.

Мощеные дорожки

Материалом для дорожек служит природный камень, любые изделия из бетона и т. д., материал может быть разных форм и размеров, главным условиям является образуемый узор. Укладка камней производится так, чтобы при составлении узора не получились четырехугольники. Размер швов зависит от размера используемого материала, но он не должен быть слишком широкий или узкий, важно придерживаться золотой середины.

Тобииси (взлетающие камни)

Дорожки, выложенные отдельными камнями, причем камни могут возвышаться над землей до 8 мм. В отличие от мощеных дорожек, тобииси играют в большей степени декоративную роль, и зачастую их специально делают неудобными для быстрой ходьбы.

Сад чайной церемонии или родзи

Еще в XV–XVI вв. чайные церемонии для Японцев стали неким философским ритуалом, в нем любому предмету и его расположению придавали особое значение, мастера чая уделяли немало внимания организации территории вокруг чайного павильона, так и образовался сад чайной церемонии.

Японское слово родзи (чайный сад) содержит иероглиф «дорога», саду изначально придавалось значение дороги, ведущей к чайному дому.

Как правило, чайные дома строились на маленьком участке земли и между ними были довольно узкие дорожки, а ближе к концу XVI века чайные сады приобрели развернутую форму, сад начали отделять небольшой оградой с воротами, разделяющими сад на две части (внешняя родзи и внутренняя родзи) с различными пейзажами.

Из-за того, что чайные домики зачастую строились возле основного жилища с прилегающим садом, появилась идея устройства особого сада, подчиняющегося всем условиям ритуала чайной церемонии. Обустройство чайного дома и прилегающей территории подчинено эстетическим понятиям ваби-саби.

При создании чайного сада нужно знать о ключевых элементах, которые следует располагать таким образом, чтобы посетитель мог неспешно прогуливаться даже по тесному садовому пространству.

  • Хакамацукэ — место, где встречают посетителей. Тут же гости могут привести в порядок свой туалет. Иногда в постройке хакамацукэ нет нужды, например, если чайный павильон соединен с главным домом.
  • Матиаи — конструкция из трех стен с лавочкой и навесом. Тут гости ждут приглашения на чайную церемонию.
  • Туалет. Обычно туалет пристраивается к хакамацукэ или матиаи, иногда строится отдельно. Небольшая, скромная постройка с отхожей ямой, над которой установлена подставка (что-то похожее на столик с четырьмя ножками). Туалет выполняет исключительно декоративную функцию.
  • Колодец. Ранее чайный дом строили рядом с местом, где была найдена вода пригодная для питья. Сруб колодца укладывался плоскими камнями. Рядом ставили камни для бадьи и как опору для черпания воды. Колодец закрывали специальной крышкой.
  • Цукубаи. При устройстве элемента в чайном саду сначала устанавливается сосуд для воды из искусственного камня или какого-либо другого материала, затем перед ним и по бокам ставятся плоские камни, передний для удобства, боковые для тары с водой и для подсвечника.
  • Внутренние ворота разделяют внешний родзи и внутренний. Тут хозяин встречает посетителей. Ворота могут быть с двумя створками, подъемными или в виде небольшой преграды с отверстием посередине (накакугури), через проем можно пройти только согнувшись.
  • Фонарь. В чайном саду можно встретить несколько фонарей различных форм в разных уголках.
  • Тобииси, нобэдан. Тобииси в саду чайной церемонии ведут к камню перед нидзиригути. Нобэдан выкладывается вместо тобииси из неодинаковых по размеру камней. Дорожка должна быть удобной.
  • Мусорная яма. На широком участке это шестиугольная или прямоугольная яма, а на узком участке — круглая. Мусорная яма не выполняет утилитарных функций, только декоративные, посетитель должен искать прекрасное в обыденном.
  • Подставка для мечей. Конструкция из высоко поставленных камней (в два яруса) расположена под навесом чайного дома.
  • Ограда. Устанавливается для того, чтобы отделить внутренний сад от внешнего. Вид и материал разнообразны, а высота равна 120 см.
  • Фумииси, нидзиригути. Фумииси (место для снимания обуви) – камень, выполняющий роль ступени перед нидзиригути. Высота и ширина последнего элемента примерно 60–90 см, гость должен вползти в него, спустившись на колени.
  • Деревья. Сорта деревьев особого значения не имеют, исключением являются цветущие сорта, своим цветением они могут сделать сад слишком ярким. Важно сохранять баланс с природой, нельзя возле воды сажать дерево, которое можно встретить только в горах. Также запрещено сажать деревья в ряд, и следует следить, чтобы они не заслоняли друг друга.


Сад деревьев

Этот вид сада наиболее приближен к пейзажам естественной природы. Несмотря на стремление японцев к естественности, при уходе за садом не запрещается формировать деревья и стричь кустарники (ниваки , карикоми), ведь таким образом, можно создать иллюзию дальних пейзажей, придать смысл композиции из деревьев и кустарников. Но стоит помнить, что нельзя создавать того, чего нет в природе, например, кусты животных форм.

Существует ряд важных правил для проектировки сада деревьев, чтобы сад создавал нужный настрой, следует четко придерживаться каждого из них.

  • Ландшафт . Если рядом с садом расположена шумная дорога или некрасивые постройки, их необходимо скрыть, замаскировать. Если из сада открывается красивый вид, его нужно учесть и подчеркнуть. Таким образом расширяется территория самого сада.
  • Освещенность и баланс по высоте . Высоту деревьев подбирают, исходя из размеров сада, для того, чтобы сад не был излишне затененным. Высота главных деревьев в основном не должна превышать 5 метров.
  • Природа как образец в подборе деревьев. При выборе деревьев нужно присмотреться к окружающей природе: те виды деревьев, которые встретятся поблизости, прекрасно подойдут для сада.
  • Необычные или редкие деревья. Если без непривычного для местности дерева не обойтись, нужно заранее позаботиться об удобрении почвы и изучении всех нюансов выращивания.
  • Уникальность деревьев. Любое дерево в саду играет свою роль, но в целом все они взаимосвязаны. Крупные сорта создают облик сада, средние оживляют основные деревья, а маленькие являются удачным акцентом, ну а кустарники создают композицию нижней части сада.
  • Выбор деревьев. Критерии для подбора – листва, плоды и цвет, причем форма листвы может быть разнообразнейшая, все зависит от создаваемой композиции.
  • Сопровождающие растения, обрамление. Деревьям, независимо от того насколько они красивы, необходимо обрамление. Лучшим вариантом будет посадка растения полностью противоположного по форме и фактуре, например, листопадные и вечнозеленые деревья. Планировка нижнего уровня сада выполняет декоративную и практичную функции. К практичной относится скрывание кустарниками и травой мусора и укрепление почвы.
  • Освещенность. Подбирая деревья и продумывая их расположение, не нужно забывать, что одни из них светолюбивы, а другие вообще неприхотливы в этом плане.
  • Количество деревьев при смешанной посадке. На большой территории сада баланс между листопадными и вечнозелеными деревьями равен семи к трем, на маленькой территории допустимо компенсировать недостаток пространства за счет цветущих деревьев, с их помощью можно создать иллюзию протяженности и освещенности.
  • Приметы, связанные с деревьями. Неплохо посадить в саду несколько деревьев связанных с поверьями и приметами, например, сосна в южной части Японии имеет славу дерева, защищающего от невзгод.
  • Приемы зрительного увеличения сада. Зрительно увеличить сад можно, придав ему холмистый рельеф за счет искусственных насыпей, или выложив мощеную площадку, заменив деревья — кустарниками и травами. Можно поиграть с цветом: теплые тона всегда кажутся ближе холодных, поэтому на передний план лучше высаживать растения теплых тонов. Еще один интересный прием – дорожка «в никуда». Например, прогулочная тропинка может разветвляться и посетитель думает, что ответвление ведет в другую часть сада, хотя на самом деле там тупик, замаскированный деревьями.
  • Старение сада. Как бы ни был красив сад деревьев, к сожалению, растения с течением времени стареют, появляется два пути – реставрация сада или полная перепланировка. При реставрации сада желательно заменять старые растения молодыми того же или схожего вида.


Сад цубо

Этот тип сада в японском стиле имеет долгую историю, он появился еще в средневековье, в период массовых застроек. В переводе слово «цубо» означает горшок, небольшое вместилище. Этим обусловлен маленький размер сада, обустроенного среди жилых построек. Сад цубо можно назвать отражением характера японцев, философии их жизни. Невероятным образом Японцы умудряются даже в тесном пространстве жить в ладу и единении с природой.

Такой сад может размещаться как под открытым небом, так и в помещении. Существует несколько правил для обустройства маленькой вселенной под названием «сад цубо».

  • Свет, подсветка и влага. Маленькое пространство и расположение сада могут препятствовать нормальной проходимости солнечного света, поэтому растения лучше выбирать теневыносливые. В таком саду нужно постоянно следить за влажностью почвы, лучше перед посадкой растений позаботиться о дренаже. Дополнительная подсветка украсит сад и выделит важные акценты. Однако фонари и лампы нужно ставить так, чтобы они были незаметны.
  • Путь ветров. Комнаты, выходящие из сада, хорошо проветриваются, что является несомненным плюсом для всего жилища.
  • Площадь сада и планировка здания. Сад цубо — самый маленький из всех, но определенные его размеры назвать сложно, так как все зависит от планировки здания, в котором он находится. Поэтому на начальной стадии планировки жилого помещения нужно учитывать и место, отведенное саду, еще нужно подумать о соответствии элементов сада и архитектуры дома, например, каменный фонарь, тобииси и цукубаи должны гармонировать с общей обстановкой дома.

Сад цубо требует особого ухода, все потому, что он находится непосредственно в жилище. Чтобы не носить грязь по дому, можно посыпать землю галькой, но и она со временем загрязняется. На помощь придет мох, которым также можно покрыть поверхность земли.

Что такое японский сад? Наверняка у каждого из вас есть свое видение этого замечательного явления. Кто-то представит себе сад камней, кто-то - чайные сады с их неповторимой лаконичностью и красотой, для кого-то это, в первую очередь, сформированные растения - ниваки, у некоторых всплывет в памяти образ фонарей, деревянных мостиков, чаш.

История японских садов

Традиционные сады в Японии можно найти повсюду: в частных домах или по соседству - в городском парке, в Буддистских храмах и Синтоистских святынях, в исторических достопримечательностях, вроде старых замков. Много японских садов более известны на Западе как сады Дзен. Чайные мастера по старому обычаю создавали изысканные японские сады совершенно другого стиля, восхваляя деревенскую простоту.

Типичные японские сады включают в себя несколько обязательных элементов, настоящих или символических:
— каменный фонарь среди растений
— вода
— остров
— мост, ведущий к острову
— чайный домик или павильон

История японского сада насчитывает несколько столетий, стиль был сформирован в 10-11 веках и к 14-16 вв. достиг своего расцвета. К этому времени сложились определенные каноны, по которым в будущем и создавались сады. Неповторимые по красоте японские сады были разбиты при императорских дворцах. К сожалению, большая их часть не сохранилась до наших дней. Храмовые и монастырские сады Японии содержали минимальное количество растений или вовсе обходились без таковых. Очень долгое время искусство японских садов было недоступно европейцам, так как Япония долгое время оставалась закрытой страной. Затем, с развитием торговых и культурных связей с Европой, в Старый Свет пришел и японский стиль. Первоначально символика японского сада была экзотикой для европейцев, но со временем, люди начали ценить особую атмосферу японских садов, покой, защищенность и гармонию, которую они дают. Позже, японский стиль в ландшафтном дизайне получил большое распространение среди садов всего мира.

В последние годы очень популярны стали японские сады — диковинные и порой непонятные для российского глаза сооружения. Между тем, японский сад — это, прежде всего философия, мировоззрение и миропонимание. На Востоке, и прежде всего, в Китае и Японии, садовому искусству с глубокой древности уделялось огромное внимание.

Знаменитые сады Японии

Тремя наиболее известными садами Японии традиционно считаются Кэнроку-эн (Канадзава), Кораку-эн (Окаяма) и Кайраку-эн (Мито).

Парк Кэнроку-эн

Парк Кэнроку-эн — самый большой парк Канадзавы. Название означает Сад шести достоинств. Изначально это был сад замка Канадзава. Парк был создан в XVII веке и открыт для публики в 1875 году.

На территории в 25 акров расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида), пруды, водопады, ручьи, мосты. Среди достопримечательностей парка — древний фонтан и чайный домик.

Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году. Зимой особый колорит парку Кэнроку-эн придают канаты, протянутые с вершин деревьев, для того чтобы уберечь их от обламывания под тяжестью снега.

Парк Кораку-эн

Первоначально парк назывался Коэн (поздний сад), потому что был разбит после завершения строительства замка Окаяма, напротив которого находится парк. Своё название Кораку-эн получил в 1871 году. Парк Кораку-эн находится в городе Окаяма, главном городе префектуры Окаяма, на острове Хонсю в Японии. Парк занимает площадь в 13 гектаров и расположен в районе Асахигава.

Парк Кайраку-эн

Кайраку-эн находится в городе Мито, главном городе префектуры Ибараки, на востоке острова Хонсю. Парк был разбит по указанию Токугавы Нариаки в 1841 году. В связи с тем, что Нариаки особенно любил сливовые деревья, на территории Кайраку-эн была создана большая сливовая роща (в отличие от других садов Нихон Санмэйен).

Во время Второй мировой войны парк Кайраку-эн был практически полностью уничтожен бомбардировками, однако в 1958 году восстановлен.

Японские городские сады и парки

Японские городские сады и парки совсем непохожи на те, что мы привыкли видеть, скажем, в Москве. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.

В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера - вот что главное в японском парке.

Холмистый сад

Холмистый сад — один из классических типов японских садов. Холмистый сад может быть большим или маленьким, но обычно в его центре находится водоем или в случае сухого ландшафта — «море» из гравия, как проиллюстрировано на нашем примере.

Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком. Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересеченный ландшафтный сад — это творение служителей культа и садоводов-профессионалов. Этот сад воспроизводит миниатюрную модель гористого региона Японии с небольшим озером, имеющим островок, оригинально размещенными камнями, декоративными каменными фонарями, мостиками и переходами.

Сад камней

Основой основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Эстетические свойства необработанного камня более всего

применяются в архитектуре « сада камней». Японский сад камней — уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся. Расположение групп и композиция камней в группах подчиняются правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой. Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычной и изящественной простоты.

Сад цубо

Он появился в Японии ещё в раннем средневековье в связи с ростом плотности городского населения и, соответственно, увеличением плотности застройки. О его размерах говорит само название, идущее от единицы измерения площади, цубо, равной 3,3 кв. м. Другой перевод слова «цубо» - кувшин, горшок, т. е. некое небольшое вместилище, чем, собственно, и является крошечное пространство, отводимое этому садику среди домов.

Сад цубо является микрокосмом - маленькой вселенной, созданной на тесном пространстве между своим и соседним домом. Возможно, в этой вселенной можно будет разместить только некое подобие сада с небольшим числом растений, но японцы создали искусство, отображающее космос даже с помощью одних лишь какэмоно и икэбана в токонома на площади не более 2 кв. м. Этот крохотный сад тоже много говорит о своеобразном характере японцев. Внутренний сад является не просто световым колодцем, подобным домашнему саду Средиземноморского побережья, но представляется воплощением и философии жизни, и находчивости японцев, умудряющихся даже в тесных городских домах жить в единении с природой.

Чайный сад

Главное строение чайного сада - чайный домик (тясицу) - находится в глубине сада. Устройству чайного домика придавалось особое значение. Это небольшая комната, в которую ведет узкий и низкий (ниже человеческого роста) вход. Каждый должен был непременно согнуться, чтобы показать, что все равны.

Тясицу походили на крошечные бедные хижины восточных мудрецов, они были предельно скромны как по внешнему виду, так и по внутреннему убранству. Непритязательность обстановки создавала высшее ощущение красоты, постичь смысл которой следовало путём философского осмысления реальности. В качестве украшений допускался лишь свиток с философским изречением, картина старинного художника и букет цветов.

X_Polus1 _x_Polus2 _x_Polus3 _x_Polus4 _x_Polus5 _x_Polus6 undefined

Сад Кэнроку-эн - самый большой парк Канадзавы, один из Трёх знаменитых парков Японии. Название означает Сад шести достоинств.

Эти признаки были перечислены в книге китайского поэта Ли Гэфея «Хроника известных садов Лояна». Среди них автор назвал простор и возможность уединения, искусность и дух старины, наличие водоемов и прекрасных пейзажей. Как правило, редкий сад или парк насчитывает хотя бы четыре из этих элементов. В Кенроку-эн имеются все шесть - возможно, в этом и заключается заслуга нескольких поколений клана Маэда.

Сад Кенроку-эн был заложен представителем клана Маэда в 1676 году, и долгое время, вплоть 1868 года, представители поколений Маэда совершенствовали его. В настоящее время в саду также проводятся необходимые улучшения и обновления, чтобы поддерживать это произведение садово-паркового искусства в надлежащем виде.

Парк был открыт для публики в 1875 году. До 1976 года посещение было бесплатным, но затем стали брать плату за вход, чтобы направлять вырученные средства на содержание и развитие сада.

В 1759 году сад полностью сгорел, но постепенно все его постройки и насаждения были восстановлены, начиная с 1774 года. На территории в 25 акров (114 436,65 м²) расположено множество деревьев (около 8 750), цветов и других растений (всего 183 вида).

В саду множество рукотворных прудов, водопадов, ручьев, мостов, холмов. Большой водоем сада символизирует океан. Все без исключения элементы Кенроку-эн созданы руками человека, но иногда может показаться, что рука человека здесь ничего не касалась, а «дизайн» того или иного уголка сада создала сама природа.

Среди достопримечательностей парка - древний фонтан и чайный домик Югао-тэй, построенный в 1774 году. К достопримечательностям Кенроку-эн также относятся старейший фонтан, в котором вода циркулирует под естественным давлением, фонарь Котодзи, являющийся символом сада и города, мост Ганко-баси из одиннадцати красных камней и пагода Кайсеки, предположительно, подаренная клану Маэда правителем Японии Тоётоми Хидэёси.

Вода подается из удалённой реки по сложной системе водоснабжения, построенной еще в 1632 году. Зимой особый колорит парку Кэнроку-эн придают канаты, протянутые с вершин деревьев, для того чтобы уберечь их от обламывания под тяжестью снега.

2. Сад Кайраку-эн (Мито)

Парк Кайраку-эн выполнен в стиле японского сада и расположен в префектуре Ибараки, городе Мито. Он был основан в 1842 году лордом Мито в девятом поколении Токугава Нариаки как «место для наслаждения природой».

В связи с тем, что Нариаки особенно любил сливовые деревья, на территории Кайраку-эн была создана большая сливовая роща (в отличие от других садов Нихон Санмэйен).

Во время Второй мировой войны парк Кайраку-эн был практически полностью уничтожен бомбардировками, однако в 1958 году восстановлен.

Парк занесен в список национальных исторических объектов. Парк Кайраку-эн включает в себя основной парк и сад вокруг парка, которые вместе функционируют как «парк Кайраку-эн Ко-эн».

Парк Кайраку-эн известен сливовыми деревьями. 3000 деревьев, более 100 видов посажено на территории в более 130 тыс. м2. Каждый год с конца февраля по конец марта проводится «фестиваль сливы Мито», и парк наводняется туристами. Весной можно полюбоваться цветом слив, бамбуком - летом, а клёном - осенью. Зима приносит снег, и посетители могут насладиться здесь каждым временем годом.

В основном парке расположено деревянное здание, называемое Кобунтэй. Это здание, сконструированное Нариаки. В нём собирались Бундзинбоккаку (люди знакомые с литературой и каллиграфией) и вассалы для чтений поэзии и обсуждений.

В прилежащем саду расположено озеро Сэнба и Лунный пруд. Рядом - площадь «Момидзидани», где вода и растения гармонируют друг с другом, самый старый фонтан в Японии, «Гёкурюсэн» и «Хотарудани».

3. Сад Кораку-эн (Окаяма)

Изначально парк носил название Коен, или поздний сад, поскольку он был создан уже после завершения возведения замка Окаяма, напротив которого парк и находится. Свое современное имя парк получил в 1871 году.

Кораку-эн находится в городе Окаяма, в районе Асахигава, на острове Хонсю, и занимает площадь 13 гектаров. Работы по возведению парка были начаты с 1687 года, и были закончены в 1702 году, при поддержке местного феодала Икэды Цунамаса. Свой нынешний облик парк приобрел в 1863 году. В 1871 году парк был подарен префектуре Окаяма, и с 1884 года он открыл свои двери для посетителей.

В парке расположено несколько прудов с рыбой, черепахами и птицами, зеленые горки, множество декоративных цветов и деревьев, а также несколько построек в традиционном японском стиле.

Сад дважды восстанавливали: после наводнения в 1934 году и после бомбардировок 1945 года. При реконструкциях использовали изображения сада, сделанные в эпоху Эдо. В 1952 году сад получил особый культурный статус, он признан одним из трех самых красивых садов Японии.

В центре сада находится пруд с тремя островами, который повторяет вид озера Бива - самого большого пресного озера в Японии, воспетого в литературных произведениях. На одном из берегов пруда создан холм, с вершины которого можно любоваться общим видом сада. Пространство Кораку-эн организовано таким образом, чтобы с каждым новым поворотом тропинки его посетителям открывался новый вид. Более того, с территории сада индустриальные пейзажи города совершенно не видны, и это создает иллюзию пребывания в другой, более гармоничной реальности.

Ценители прекрасного посещают сад весной, чтобы увидеть, как черные стены «вороньего» замка контрастируют с белыми и розовыми цветками цветущих слив и вишен. Также в саду растут сосны и клены, впервые в японском садово-парковом искусстве здесь были посажены большие травяные газоны. На территории сада есть несколько чайных домиков и даже чайная плантация.