Задания по развитию речи на тему овощи. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "овощи"

Халилова Гульфия Касимовна , воспитатель
город Уфа Республика Башкортостан

Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах, полезных для растущего организма детей.



Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту

Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах ифруктах, полезных для растущего организма детей.

Обучающие:

1. Формировать первоначальные представления о витаминах А, В, С.

2. Различать витаминносодержащие продукты питания (овощи, фрукты).

3. Познакомить, как витамины влияют на организм человека.

4. Активизировать употребление в речи существительные с обобщающим значением (овощи, фрукты).

5. Узнавать овощи и фрукты с участием различных анализаторов.

6. Вызывать интерес и потребность к правильному питанию.

Развивающие:

Развивать мышление, память, речевые способности детей.

Развивать познавательный интерес; восприятие детей.

Активизировать словарь.

Воспитательные:

Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью,

самостоятельность, выдержку.

Предварительная работа: дидактические игры на повторение материала, чтение стихов и рассказов о фруктах и овощах, беседы о пользе овощей и фруктов.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением продуктов питания; картинки с изображением различных фруктов и овощей; овощи и фрукты(целые и нарезанные на дольки),сказочный персонаж Незнайка, корзинки.

ХОД: 1.Организационный момент: В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришел гость. Кто это? (Незнайка). Давайте с ним познакомимся. Д/игра «Назови ласково свое имя».

В: Незнайка принес нам подарки. Все они в корзине. А узнаем, что принес нам Незнайка, когда отгадаем загадки(яблоко, лук, лимон, огурец, картофель, морковь, свекла).

Я – крепкое, хрустящее,

Чудо настоящее.

Желтое и красное –

Кожица атласная.

А ещё румяное

Детям всем желанное!(яблоко)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Морковь)

Закопали в землю в мае

И сто дней не вынимали,

А копать под осень стали -

Не одну нашли, а десять!

Как ее названье, дети? (картошка)

Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук)

Сложно без неё прожить –

Борщ уж точно не сварить

И не сделать винегрета,

Чтоб был красного он цвета. (Свёкла)

Всем его полезно есть,

Он помощник при простудах,

С ним вкусней, острее блюда.

Отломи скорей зубок – узнаёшь его? (Чеснок)

(отгадываем загадку – достаем овощи и фрукты, помогаем Незнайке рассортировать их).

В: Как назовем все, что находится в корзинке? (овощи).

А что у нас лежит в вазе? (фрукты)

В: Ребята, расскажите Незнайке, для чего нужны овощи и фрукты?

Д: Овощи и фрукты нужны для того, чтобы кушать, готовить вкусную еду,

укреплять здоровье человека витаминами.

Мы- витамины- не таблетки

И не вкусные конфетки!

Мы живет в продуктах,

Овощах и фруктах.

Мы несем здоровье вам,

Помогаем тут и там.

В:А сейчас послушаем,что расскажет нам Незнайка о витаминах.

Н: Витамины бывают в таблетках. Вот такие. А еще они живут в разных продуктах. Особенно витаминов много в овощах и фруктах, что делает их вкусными и полезными. Витаминов много, у каждого есть свое имя, все они важные, но самые главные из них – это витамины А, В, С.

В: Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубки, вам нужен витамин А (дети называют овощи и фрукты, в которых есть витамин А).

В: Витамин В помогает работать самому главному нашему органу – сердцу. Он улучшает настроение. Если вы часто плачете, вам нужен витамин В(называем картинки).

Витамин С – это витамин здоровья. Он укрепляет весь организм, помогает защититься от простуды, быть бодрым. Если часто болеете, вам нужен витамин С(показываем и называем продукты)

Физминутка «Фрукты»

Будем мы варить компот (маршируют на месте)

Фруктов нужно много. Вот.

Будем яблоки крошить, (показывают, как крошат)

Грушу будем мы рубить, (показывают, как рубят)

Отожмем лимонный сок, (показывают, как отжимают)

Слив положим и песок. (показывают, как кладут, насыпают сахар)

Варим, варим мы компот, (поворачиваются вокруг себя и хлопают в ладоши)

Угостим честной народ.

В:А сейчас, ребята, Незнайка приглашает нас в свою любимую страну «Игралию». Давайте поиграем в игру « Отвечай быстро»:

1.Где растет тыква?

2. Что можно приготовить из картофеля?

3.Из чего можно приготовить салат?

4. Угадайте- круглый, красный, добавляем в салат(помидор).

5. Какие овощи нужно чистить перед употреблением?

6. Какие овощи можно есть сырыми?

7.Что готовим из фруктов?

В: Игра « Какой?»:

Сок из малины – малиновый сок.

Сок из яблок –

Сок из груш –

Сок из слив –

Сок из апельсинов –

В: А сейчас мы поиграем в игру « Угадай – ка»: на ощупь определяем овощи или фрукты, рассказываем, что можно из них приготовить.

В: Очень любит Незнайка игру « Угадай на вкус». Давайте поиграем!

В: Итог: ребята, все овощи и фрукты очень полезны и витамины в них крепко дружат. Витамины необходимы для здоровья человека. Поэтому надо больше есть овощей и фруктов. Особенно детям, чтобы вырасти крепкими, сильными и здоровыми. Давайте вспомним пословицы о витаминах и здоровье:

Овощи и фрукты, хлеб да вода – здоровая еда.

Яблоко на ужин – и врач не нужен.

Съешь и морковку, коль яблока нет.

Кто дружит с овощами и фруктами да чистой водой, того болезни обходят стороной.

В: Прощаемся с Незнайкой. Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить и конечно фрукты. Все без исключения, В этом нет сомнения!

Светлана Баева
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Описание овощей»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

Тема : «Описание овощей »

Воспитатель : Баева С. И.

Цели :

Познакомить с названием овощей , с местом их выращивания;

Формировать умение описывать овощи ;

Закрепить знания о цвете, форме, размере;

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативная,познавательная,речевое развитие ,художественно-эстетическое развитие .

Демонстрационный материал : презентация, муляжи овощей .

Раздаточный материал : муляжи овощей , листы цветной бумаги бумаги, ножницы,клей,картон.

Предварительная работа с детьми : рассматривание овощей , беседы, отгадывание загадок, чтение стихотворений.

Ход занятия

Воспитатель :- Ребята посмотрите, к нам пришла гостья. А вы знаете что же это за гостья? (слайд №2)

Дети : - Машенька из мультфильма «Маща и медведь.

Воспитатель : - Да ребята, вы правы – это Машенька. Она была в гостях у Мишки (медведя) и посмотрите, что она нам принесла, большую, волшебную корзинку. (слайд №3)

Дидактическая игра «Угадай овощ » :

А что в ней? Давайте по одному будем подходить, вынимать из корзинки овощ , называть его и рассказывать всё о нём. В : - показывает картинки с изображением овощей а дети называют овощи .

Воспитатель : - Как, одним словом можно назвать это?

Дети : - Овощи .

Воспитатель : Правильно, это овощи !

Ребята давайте рассмотрим картинки. Что на них изображено? Где растут овощи ? (слайд №4)

Дети : В огороде.

Воспитатель : - Как собирают овощи ? Как собирают помидоры?

Дети : - Срывают.

Воспитатель : - Где растет капуста? Как собирают капусту?

Дети : - Срезают.

Воспитатель : - Правильно. Молодцы.

Воспитатель : Ребята давайте поиграем в игру : «Расскажи как растут овощи » : (слайд №5)

Помидоры растут над землей или под землей?

Как растёт лук?

Где растёт картофель, над землёй или под землёй?

Как растут огурцы? И. т. д

Воспитатель : Молодцы ребята! Вы хорошо знаете как растут овощи .

Воспитатель загадывает детям загадки об овощах . Дети показывают картинку с правильным ответом.

1. Сидит бабка на грядке-

Вся в заплатках

Всяк заплачет. (Лук) .

2. За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь – очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.) (слайд №6)

3. Нарядилась Алёна

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо.

Узнаешь ее… (Капуста) .

4. Растет она – в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире. (Картошка) . (слайд №7)

5. Он кусает – но не пес.

Зубок есть. Но, где же рот?

Белый носит сюртучок.

Что это (чесночок) .

6. Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым листом. (Редиска) .

7. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный (Баклажан) (слайд№8)

8. Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют. (Помидоры)

9. Летом – в огороде,

Свежие, зеленые,

А зимою – в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурцы) (слайд№9)

Воспитатель : - А сейчас Машенька предлагает поиграть с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Овощи » . (видеослайд№10)

1. Хозяйка однажды с базара пришла («шагаем» указательным и средним пальцем по столу ,

Хозяйка с базара домой принесла (загибаем пальцы на руках) :

Ох. (хлопок в ладоши)

2. Вот овощи спор завели на столе (сжимаем в кулаки и разжимаем пальцы на обеих руках)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле (загибаем пальцы на руках) :

Капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох. (хлопок в ладоши)

3. Хозяйка тем временем ножик взяла (раскрытой ладонью, поставленной на ребро, делаем режущие движения по раскрытой ладони другой руки).

И ножиком этим крошить начала (загибаем пальцы на руках) :

Капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох. (хлопок в ладоши)

4. Накрытые крышкой, в душном горшке (накрываем раскрытой ладонью другую руку, сжатую в кулак - в ритм стихотворения меняем руки)

Кипели, кипели в крутом кипятке (загибаем пальцы на руках) :

Капусту, морковку, горох, петрушку и свёклу.

Ох. (хлопок в ладоши)

И суп овощной оказался неплох ! (гладим себя ладошкой по животу)

Воспитатель : Ребята вы все знаете, что из овощей можно делать заготовки на зиму. Что же ваши мамы делают с огурчиками и помидорами?

Дети : Укладывают в банки и солят.

Воспитатель : правильно, вот и я вам предлагаю сегодня сделать заготовки на зиму для Машеньки.

Аппликация «Овощи в банке »

Воспитатель : - Наше занятие закончилось. О чем говорили на занятии? Машеньке у нас очень понравилось, но её ждут новые приключения. Давайте попрощаемся с ней. (слайд№11) .

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по развитию речи и аппликации в средней группе «Описание цветов» Интегрированное занятие по развитию речи, аппликации в средней группе Тема: «Описание цветов» Золотарева Людмила Юрьевна Воспитатель Интеграция.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Описание предметов и игрушек» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 31 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «К бабушке Варварушке в гости на оладушки». Программное содержание: Учить детей выразительно и ритмично читать потешки, отгадывать загадки, сказки по мнемотаблице; знакомить с фольклорными.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: «Весна« Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Улыбка» Тема: “Весна“ Цели: - уточнить характерные признаки весны; - выявлять простейшие.

Конспект НОД во второй младшей группе по развитию речи с использованием моделирования «Описание предметов посуды» Описание предметов посуды Образовательные задачи: -связная речь: учить детей совместно со взрослыми составлять короткий рассказ; -словарь.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи во II младшей группе. Тема: «Описание мягкой игрушки (медведь)» Программные задачи: Образовательные: учить детей по вопросам составлять описание игрушки; объединять с помощью воспитателя все ответы.

Тема: « Овощи»

Цель : Закрепить и углубить знания детей об овощах. Пополнять и активизировать словарный запас. Развивать: внимание, мышление, память, навыки словоизменения и словообразования, умение отгадывать загадки об известных предметах по характерным признакам, мелкую моторику мышц рук. Закрепить умение деления слов на слоги. Формировать умения связной речи.

Слова для усвоения: овощи, огород, грядка, огурец, помидор, лук, чеснок, морковь, картофель, репа, редис, свекла, горох, перец, тыква, баклажан, капуста; собирать, срывать, выдёргивать, срезать, рвать, выкапывать.

Грамматическая форма: подбор относительных прилагательных к существительным мужского и женского рода, употребление в речи предложений со значением противопоставления.

Оборудование: иллюстративный материал, игрушка Незнайка.

Ход занятия.

Орг.момент.

Психологичекий настрой.

Логопед: - Ребята, посмотрите, к нам в окно заглядывает солнышко.

Оно улыбается каждому из вас. Давайте и мы улыбнёмся

солнышку.

(Дети улыбаются.)

Логопед: - Для того, чтобы на занятии мы справились с вами со всеми заданиями, нам нужно быть очень внимательными и правильно произносить все звуки и слова.

Актуализация знаний и умений.

Д / и " Подскажи словечко: у бабушки на грядке выросли

загадки."

Логопед: - Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Как вы думаете,

куда мы с вами попали?(Дети рассматривают иллюстрации

с изображением овощей и определяют: " Мы на огороде! ")

Логопед: - Молодцы! Угадали! А теперь для того, чтобы узнать, что

выросло на огороде, нужно отгадать загадки.

Тут и там, там и тут

Что за зонтики растут?

Наша внучка морщит лоб.

Это, милая, ... (укроп)

Сорвался стручок,

Надавила на бочок.

Он раскрылся. Ах! Ох!

Покатился... (горох)

Пушистый и зелёный хвост

На грядках горделиво рос.

Ухватился Ваня ловко:

Вылезай на свет, ... (морковка)

Круглолица, белолица,

Любит вдоволь пить водицы.

У неё листочки с хрустом,

А зовут её ... (капуста)

А на этой грядке

Разыгрались в прятки

Зелёные хитрецы,

Молодые... (огурцы)

Верите-не верите,

Мы родом из Америки.

В сказке мы синьоры,

На грядке... (помидоры)

Основная часть.

1. Д / и " Наполним корзину овощами "

Логопед: - Ребята, так где же растут все эти вкусные, полезные

овощи? (Овощи растут на огороде, на грядке.)

Логопед: - Совершенно верно. Когда вы летом гостили у своих

бабущек и дедушек в деревнях, видели как они собирали

урожай овощей? (Да, видели.)

Логопед: - Все овощи собирают одинаковым способом или по-

разному? (Все овощи собирают по-разному.)

Логопед: - Верно, молодцы.А теперь подумайте и скажите, как

собирают каждый овощ.

помидоры - срывают морковь - выдёргивают

капусту - срезают лук - выдёргивают

баклажаны - срезают горох - рвут

репу - выдёргивают чеснок - выдёргивают

картофель - выкапывают свеклу - выдёргивают

2. Беседа.

Логопед: - Вот и наполнилась наша корзинка овощами. Но

прежде чем начать готовить с овощами что-нибудь,

что необходимо сделать? (Сначала нужно овощи

Логопед: - Обязательно ли нужно мыть овощи? Как вы думаете – почему? (Варианты ответов детей)

Логопед: - А какие овощи нужно перед приготовлением

почистить? (нужно почистить репу, свеклу, морковь,

тыкву, картофель, кабачки.)

Логопед: - А какие овощи можно есть сырыми? (Сырыми

можно есть огурцы, помидоры, редиску, морковь.)

Логопед: - А что из этих овощей можно приготовить? (Из

этих овощей можно приготовить салат.)

Логопед: - А что из овощей можно приготовить на первое?

(На первое из овощей можно приготовить борщ

3. Д / и " Что приготовила мама? "

суп из картофеля - картофельный

суп из гороха - гороховый

суп из свеклы - свекольник

суп из овощей - овощной

каша из тыквы - тыквенная

запеканка из моркови - морковная

салат из огурцов - огуречный

4. Физ.мин.

Пальчиковая гимнастика " Хозяйка однажды с базара

Хозяйка однажды с базара ("Шагают" пальчиками по

пришла, столу)

Хозяйка с базара домой

принесла:

Картошку, капусту, морковку, (Загибают по одному паль-

горох, петрушку и свёклу. чику на обеих руках)

Ох! (Хлопок)

Вот овощи спор завели на (Попеременные удары

столе - кулочками и ладонями)

Кто лучше, вкусней и важней

на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на

Горох? Петрушка иль свёкла? обеих руках)

Ох! (Хлопок)

Хозяйка тем временем ножик (Стучат ребром каждой

взяла ладони по столу)

И ножиком этим крошить

Картошку, капусту, морковку, (Загибают пальчики)

Горох, петрушку и свёклу.

Ох! (Хлопок)

Накрытые крышкою в душ- (Ладони складывают

ном горшке крест-накрест)

Кипели, кипели в крутом

Картошка, капуста, морковка, (Загибают пальцы)

Горох, петрушка и свёкла.

Ох! (Хлопок)

И суп овощной оказался (Показывают,как едят

неплох! суп)

5. Д / и " Помоги Незнайке. "

Логопед: - Ребята, послушайте, кто-то плачет. (Дети прислушиваются)

Логопед: - Да ведь это же Незнайка! Здравствуй, Незнайка! Почему

ты плачешь?

Незнайка: - Вот сижу я здесь, ребята, тихонечко и слушаю

вас. Вы всё знаете, на каждый вопрос у вас готов ответ. А

вот я ничего не знаю. Даже не знаю, что из чего нужно

приготовить.

Логопед: - Это не беда, Незнайка, ребята тебе помогут.

Незнайка: - Правда поможете? Спасибо! Я решил

приготовить несколько блюд, но не знаю из каких

овощей. Подскажите мне. Картофельное пюре готовят из моркови? (Нет, картофельное пюре готовят из картофеля.)

Морковный сок готовят из лука?

Свекольный салат готовят из чеснока?

Капустный пирог готовят из кабачка?

Огуречный салат готовят из помидоров?

Гороховый суп готовят из редиски?

Незнайка: - Вы мне очень помогли, ребята, спасибо вам!

Теперь я смогу приготовить обед и угостить своих друзей.

6. Д / и " Сравни помидор и морковь. "

Логопед: - Ребята, какие это овощи? (Это помидор и морковь.)

Логопед: - Они одинаковые или отличаются друг от друга? (Они

отличаются друг от друга.)

Логопед: - Чем они отличаются? (Они друг от друга отличаются

формой, цветом и вкусом.)

Логопед: - Ребята, давайте сравним помидор и морковь. Я буду

начинать предложение, а вы его заканчивайте.

Помидор круглый, а морковь...(продолговатая)

Помидор красный, а морковь... (оранжевая)

Помидор мягкий, а морковь... (твёрдая)

Помидор кислый, а морковь... (сладкая)

У помидора внутри семечки, а у моркови...(семечек нет)

Помидор растёт на земле, а морковь...(в земле)

7. Д / и " Подбери словечко. "

Логопед: - Ребята, а это что за зелёный житель грядки? (Это

Логопед: - Посмотрите внимательно, ребятки, на этот огурец и

опишите мне его. Какой он? (Этот огурец зелёный,

шершавый, овальный, твёрдый, мелкий, водянистый.)

8. Д / и " Раздели слово ладошками и скажи сколько слогов "

Со словами мы играем,

Их хлопками разделяем.

Кар-то-фель, мор-ковь, о-гу-рец, чес-нок, по-ми-дор, лук,

ре-па, ре-дис-ка, го-рох, о-во-щи.

Заключительная часть.

Подведение итога занятия.

Логопед: - Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? (Да!)

Логопед: - О чём мы сегодня говорили на занятии? (Сегодня на

занятии мы говорили об овощах.)

Логопед: - Что сегодня на занятии вам понравилось больше

всего? (варианты ответов детей.)

Образовательные задачи:

учить понимать идею сказки, передавать ее содержание, подражая интонационно героям;

учить соотносить названия овощей с их внешними характеристиками;

учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Развивающие задачи:

Развивать понимание текста загадки, стихотворения и соотносить его с предметами и образами по содержанию;

развивать общую моторику и моторику рук, тактильную память, зрительное внимание;

обогащать словарь по теме «Овощи»;

акцентировать внимание детей на произносительной стороне слова.

Воспитательные задачи:

Воспитывать трудолюбие, умение работать в коллективе, интерес к художественным произведениям разных жанров (стихи, сказка, загадка), практически уметь их различать.

Оборудование : фланелеграф, картинки к нему (герои сказки «Репка»), маски-шапочки, макет репки для драматизации сказки, муляжи овощей, корзинка, аудиозапись детской песенки про Антошку.

Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры, рассматривание овощей, сравнение их по цвету, форме, вкусу. Разукрашивание контуров овощей.

Ход занятия

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Пальчиковая гимнастика

Воспитатель. Приготовились, ребята?

Будем мы как поварята:

Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми

кистями рук вверх и вниз.

Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки,

движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующее

посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем. Разжимание и сжимание кулачков.

2. РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНОЙ ПАМЯТИ

Воспитатель. Ребята, на занятии мы будем играть с овощами и героями известной сказки. Какая сказка – сами догадаетесь, а пока встречайте ее героев…

Игра «чудесный мешочек»

На фланелеграфе появляется фигура деда.

Воспитатель. Дедушка в огороде собрал много овощей, да в мешочек они перепутались.… Поможем ему различить овощи.

Дети по одному угадывают овощ, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, складывают в корзину. По возможности объясняют, как догадались. Дедушка благодарит за помощь.

3. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Игра «Садовод»

На фланелеграфе – фигурка бабушки.

Воспитатель. У дедушки овощи перепутались, а у бабушки – слова в стихах. Давайте угадывать, о чем говорит поэт.

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста,

Сельдерошек поспел

И моркофель дозрел…

Н. Кончаловская

Дети отгадывают названия овощей, которые перепутались.

Игра «Большие – маленькие» (с мячом)

На фланелеграфе – фигурка внучки.

Воспитатель. Внучка у деда с бабкой маленькая, овощи любит тоже маленькие. В кружок встаем, маленькие овощи назовем.

Дети встают в круг, воспитатель в центре. Он кидает мяч одному из детей и называет овощ, ребенок возвращает мяч, добавляя к слову уменьшительно-ласкательный суффикс: огурец – огурчик, морковь – морковка…

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

На фланелеграфе – Жучка.

Воспитатель. Жучка очень любит бегать, кружиться, прыгать. Давайте включим музыку и подвигаемся вместе с собачкой.

Дети имитируют текст песенки про Антошку под руководством воспитателя.

5. ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК

На фланелеграфе – кошка.

Дети из корзины берут муляжи тех овощей, которые доставали из «чудесного мешочка» (каждый – свой) и садится на стульчики.

Воспитатель. Умная кошка принесла загадки. Если загадка про ваш овощ – надо встать, поднять его над головой и сказать «Это мой огурец».

Дети с учетом речевых возможностей объясняют, почему они так думают, опираясь на текст загадки.

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса – на улице.

(Морковь)

Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый,

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

(Редис)

Голова на ножке,

В голове – горошки.

(Горох)

Я длинный и зеленый,

Вкусный и соленный,

Вкусный и сырой.

Кто же я такой?

(Огурец)

Уродилась я на славу:

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня ищи!

(Капуста)

Круглый бок, желтый бок –

Сидит на грядке колобок.

К земле приросла крепко.

Что же это?

(Репка)

6. ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «РЕПКА»

Воспитатель. Из какой же сказки были герои на занятии? Кого не хватает на фланелеграфе? Правильно, мышки. Она принесла нам «шапочки» и предлагает поиграть в театр.

Драматизация сказки.

7. ИТОГ

Воспитатель. С кем играли на занятии? Чей подарок больше понравился? Что же у нас лежит в корзинке? Как это назвать, одним словом?

На память герои дарят изображения корзиночек. Дети должны соединить изображенные овощи с соответствующими геометрическими фигурами. (Игра «На что похоже» )

воспитатель МБДОУ Детский сад «Аккош»

Ютазинского муниципального района РТ

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Овощи"

Уточнить представления детей об овощах. Учить составлять описательные рассказы об овощах.

Совершенствовать грамматический строй речи: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в различных падежных формах; упражнять в образовании прилагательных от существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Продолжать учить отвечать полными ответами. Развивать связную речь, фонематическое восприятие, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, внимание, память.

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Словарная работа:

Обогащение словаря: корнеплод, овощехранилище, консервируют.

Активизация словаря: названия овощей, растущих в огородах; томат, салат, щи, борщ, пюре; огородные, белокочанная, сочная, ароматная, бордовая, хрустящая, сладкая, горькая, длинные, вкусная, овальная; заготавливать, консервировать, солить, тушить, жарить, варить, мариновать, запекать, печь.

Оборудование: картина «Сбор урожая», картинки овощей, модели для описания овощей. Магнитофон, аудиозапись звуков осеннего леса, магнитная доска, указка, мяч среднего размера, костюм Осени для воспитателя, черный и красный обручи, небольшая корзинка с яблоками по количеству присутствующих детей.

Организация. Картина «Сбор урожая» закрыта белым листом бумаги. Гости сидят параллельно окну. Осенние листья разложены справа от магнитной доски кругом. Перед магнитной доской стоят полукругом стулья. Рядом стол с разложенными картинками овощей изображением вниз.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель в костюме Осени находится в группе. Детей заводит в группу помощник воспитателя.

– Здравствуйте, ребята! У нас сегодня гости.

(Здороваются с гостями. Появляется Осень)

– Вы меня узнали?

– Да, я – Осень, и пришла с вами поиграть, ведь мы увидимся в следующий раз только через год. А что вы знаете об моем времени года? Расскажите, пожалуйста, что происходит осенью в природе. Начнем описывать признаки осени с солнца.

Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет.

Небо становится хмурым, пасмурным, серым.

Птицы улетают в теплые края.

Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтеют, а на рябине краснеют.

Ветер. Дует холодный ветер.

Дождь. Осенью часто идут дожди, поэтому много луж.

Трава становится желтой и сухой.

Животные готовятся к зимней спячке. Белка на зиму делает запасы: собирает грибы и шишки.

Люди стали одеваться тепло. Готовятся к зиме.

– Молодцы, все приметы осени назвали.

Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского «Осень», дети садятся на стульчики.

2. Рассматривание и беседа по картине.

– Ребята, я вам приготовила сюрприз, нарисовала картину. Мне очень хотелось бы, чтобы вы отвечали полными ответами, не перебивали друг друга, дослушивали ответы товарищей до конца. Давайте посмотрим, как люди готовятся к долгой зиме. (Открываю картину «Сбор урожая».)

– Что делают люди на огороде? (Люди на огороде собирают урожай капусты, моркови, свеклы, огурцов, кабачков, баклажанов, перца, картофеля.)

– Как называют овощи, которые созревают в земле? (…корнеплоды).

– Скажите хором – «корнеплоды». (Повторяют по одному несколько раз.)

– Какими способами люди собирают овощи? (Люди выкапывают, срывают, срезают овощи).

– Перечислите, какие корнеплоды люди выкапывают из земли осенью. (…картофель, морковь, лук, чеснок)

– Какие овощи люди срывают? (…кабачки, перец, помидоры, баклажаны)

– Какой овощ срезают? (…капусту)

– Повторим хором слово «консервируют».

(Повторяет один ребёнок ещё раз).

– Где хранятся зимой заготовки и овощи? (…в овощехранилище)

(Показать картинку)

– Повторите хором слово «овощехранилище».

(Повторяют по одному несколько раз).

3. Составление описательных рассказов по моделям

– Закройте глаза. Мне нужна ваша помощь. Нужно отгадать загадки и рассказать об загаданных овощах. Справитесь? Хорошо. Первая загадка.

Где зимою было пусто,

Летом выросла … (капуста).

(Выставляю картинку на магнитную доску.)

К доске выходит Вова.

– Молодец, справился с заданием.

– Послушайте загадку Степы.

Он из тыквенной родни,

На боку лежит все дни,

Как зеленый чурбачок,

Под названьем … (кабачок).

(Выставляю картинку с изображением кабачка на магнитную доску.)

К доске выходит Алина Т.

– Угадайте, какой овощ спрятался?

(Показываю картинку спрятанного наполовину баклажана.

Выставляю картинку с изображением баклажана на магнитную доску.)

К доске выходит Оскар.

– Подскажите словечко:

Хоть и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я… (свекла) Степа Б.

(Выставляю картинку свеклы на магнитную доску.)

К доске выходит Лера

– Послушайте еще загадку:

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор) Саша Ф.

(Выставляю картинку помидора на магнитную доску.)

К доске выходит Олег.

4. Физкультминутка «Урожай»

– Молодцы! Вы мне очень помогли. А сейчас настало время собрать урожай.

Встаньте в круг.

В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.

Мы морковки натаскаем «Носят».

И картошки накопаем. «Копают».

Срежем мы кочан капусты, «Срезают».

Круглый, сочный,

Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.

Щавеля нарвем немножко «Рвут».

И вернёмся по дорожке. Маршируют

5. Дидактические игры с мячом

Дети встают в круг, воспитатель с мячом в центре проводит игру.

Игра «Один – много»

– Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом – дома)

Помидор – помидоры;

огурец – огурцы;

тыква – тыквы;

кабачок – кабачки;

баклажан – баклажаны.

Игра «Назови ласково»

– Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы называете этот овощ ласково и бросаете мне мяч обратно.

Помидор – помидорчик; морковь – морковочка

огурец – огурчик; лук – лучок;

чеснок – чесночок; капуста – капустка;

горох – горошек; свёкла – свёколка.

Игра «Чего нет»

– Бросаю вам мяч и называю овощ, а вы говорите, чего нет и возвращаете мяч обратно.

Баклажан – баклажана;

свекла – свеклы;

репа – репы;

перец – перца;

картофель – картофеля.

Игра «Назови сок»

Говорят, какой сок, суп, салат из него можно приготовить из названного овоща.

Сок из моркови – морковный;

сок из капусты – капустный;

сок из свёклы – свёкольный;

сок из помидоров – томатный.

6. Игра «Повар»

– Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть в игру «Повар». На столе лежат карточки, изображением вниз. Возьмите со стола любую карточку и присаживайтесь на стулья. Сейчас вместо ответа выходите с карточкой нужного овоща. Давайте представим овощи.

Беру карточку капусты. Начинаю сама:

– Какие овощи едят в сыром виде?

(Выходят дети с карточками лука, чеснока, моркови, репы, перца, капусты. Садятся.)

– Какие овощи едят только в приготовленном виде? Например. Варят, жарят, тушат,запекают.

(Выходят дети с карточками картофеля, свеклы, кабачка, баклажана).

– Проговори, Лера, какие овощи нельзя есть сырыми.

(Проговаривает полным ответом.)

– Можете присесть. А сейчас мы приготовим винегрет. Какие овощи нарежем в винегрет?

(Выходят дети с карточками овощей, из которых режут винегрет: морковь, картофель, свекла, лук, зеленый горох).

7. Игра «Вершки и корешки»

– Ребята, вам понравилась игра в повара? Тогда я предлагаю вам поиграть в «Вершки и корешки».

(Беру два обруча, черный и красный, кладу их так, чтобы обручи пересекались.)

– В обруч черного цвета нужно положить овощи, у которых в пищу идут корешки, то есть корнеплоды, а в обруч красного цвета – те, у которых используются вершки, то есть овощи, растущие на земле. В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.

8. Итог занятия

– Вот и подошла к концу наша встреча. Мы с вами многое узнали об овощах. Скажите, какие новые слова вы услышали на занятии. (Корнеплод, тушить, жарить, овощехранилище, мариновать, солить консервировать)

– Так какие же овощи называются корнеплодами? (Овощи, которые зреют в земле…)

– Вы меня порадовали своими знаниями. И я вам приготовила сюрприз. (Достаю корзинку с яблоками и раздаю всем)

– До свидания, ребята! До встречи в следующем году!